Cочинения на свободную тему
-
Слово о полку Игореве
-
По "Слову о полку Игореве"
По "Слову о полку Игореве"
Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество ихрабрость.Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:«Лучше нам убитыми быть, чем пленными!»
«Буй Тур»Всеволод — идеал воина.Куда не поскачет он, там лежат «поганые головы половецкие».В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей «солнцу»,«свету »,«соколам», а врагов-половцев — «тьме»,«тучам»,«черным воронам».«Тьма свет покрыла», когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали"… прошлую славу похитим, будущую между собою поделим".В рез. — поражение.Погублено войско.Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле»
Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси), признавая этим свою вину перед Русской землей.
Киевский князь Святослав — идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.
Ярославна — лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу».Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря — скорбь всех русских жен и матерей.
Образ русской земли — центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:«Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле»,«девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки — это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа.«Солнце… тьмою путь заслоняет» князю — предупреждает его об опасности.
тьмою путь заслоняет" князю — предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:«Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось».Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления — выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места — мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) «вступить в стремень» — выступить в поход, «копьё преломити» — одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа». Воины Всеволода, куряне «под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение «братие», риторические вопросы, повторы — всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как «борзые кони»,«чистое поле»,«мечи булатные». В нём используется и песенная символика: князья — «солнце», Ярославна плачет на городской стене одинокой «кукушкой».Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:«кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные».Ярославна, следуя древним нар. верованиям, обращается за помощью к силам природы — Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей — земледелием. Посев — «черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле». Молотьба — «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела».
ot; на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда — основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное дерево"," черные тучи",«серебряные струны», «синее море»,«кони ржут», «лисицы лают на красные щиты»,«трубы трубят», «скрипят телеги». С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы:«Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие». В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней.Например,«О русская земля, ты уже за холмом!»
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.
«Буй Тур»Всеволод — идеал воина.Куда не поскачет он, там лежат «поганые головы половецкие».В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей «солнцу»,«свету »,«соколам», а врагов-половцев — «тьме»,«тучам»,«черным воронам».«Тьма свет покрыла», когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали"… прошлую славу похитим, будущую между собою поделим".В рез. — поражение.Погублено войско.Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле»
Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси), признавая этим свою вину перед Русской землей.
Киевский князь Святослав — идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.
Ярославна — лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу».Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря — скорбь всех русских жен и матерей.
Образ русской земли — центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы: немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:«Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле»,«девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки — это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа.«Солнце… тьмою путь заслоняет» князю — предупреждает его об опасности.
тьмою путь заслоняет" князю — предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:«Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось».Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления — выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места — мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) «вступить в стремень» — выступить в поход, «копьё преломити» — одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа». Воины Всеволода, куряне «под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение «братие», риторические вопросы, повторы — всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как «борзые кони»,«чистое поле»,«мечи булатные». В нём используется и песенная символика: князья — «солнце», Ярославна плачет на городской стене одинокой «кукушкой».Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:«кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные».Ярославна, следуя древним нар. верованиям, обращается за помощью к силам природы — Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей — земледелием. Посев — «черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле». Молотьба — «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела».
ot; на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда — основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное дерево"," черные тучи",«серебряные струны», «синее море»,«кони ржут», «лисицы лают на красные щиты»,«трубы трубят», «скрипят телеги». С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы:«Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие». В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней.Например,«О русская земля, ты уже за холмом!»
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.