Cочинения на свободную тему
-
Слово о полку Игореве
-
Политические идеи автора «Слова о полку Игореве»
Политические идеи автора «Слова о полку Игореве»
О древнерусском произведении «Слово о полку Игореве» стало известно лишь в начале 90 — х годов XVIII столетия, когда знаток русской древности А. И. Мусин — Пушкин приобрел в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник. В этом сборнике среди других текстов он обнаружил чудесный памятник древнерусской литературы, вызвавший необыкновенный интерес среди историков, лингвистов и литературоведов.
В «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором, по словам известного литературоведа Д. С. Лихачева, чувствуется «героический дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга». Автор «Слова» призывает русских князей к единению перед нашествием татаро — монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем сможет дать могучий отпор врагу.
Неизвестный автор поэмы — человек редкостного поэтического таланта, широко видел исторические процессы своего времени, глубоко знал дружинную и книжную поэзию. Он создал шедевр, который не перестает очаровывать своей художественной формой и идейной цели направленностью. Автор не ставил себе четко отобразить факты истории, и этим его произведение отличается от летописей. Через литературные образы он передал переживания и мироощущение людей своего времени, с целью воздействия на читателя (слушателя). Сам автор, назвал свое творение «словом». Так называли свои произведения его современники — представители ораторского искусства, но жанр «Слова» не может быть определен однозначно, и в этом заключается еще одна его художественная особенность — оно отображает сразу несколько образцов жанров художественного искусства.
Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно — исторической последовательности событий. Он, словно художник, разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, витая над прошлым и будущим — «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Автор «Слова», наверное, был очень смелым человеком, потому что не побоялся высказать во всеуслышание свои мысли. В XI веке среди немногочисленных писателей уже были первые жертвы княжеского произвола против литературы: первый русский проповедник киево — печерский игумен Феодосии, автор «Слова о законе» митрополит Илларион (его сместили), летописец Никон (его вынудили бежать в Тмутаракань). В последующие века автора «Моления» Даниила заточили в темницу, Аввакума и его друга Епифания сожгли за «великие на царский дом хулы». Служение литературе с самого начала имело черты мученичества и жертвенности.
В страстном и требовательном призыве русских князей к объединению есть «что — то предвещающее властные и гневные об — Ращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей. Русские писатели всегда осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари», — говорил Д.
еред народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари», — говорил Д. С. Лихачев. Наверное, поэтому автор «Слова», хотя и знал о будущих гонениях, не смог смолчать.
«Слово о полку Игореве» наполнено сильными и взволнованными чувствами. Рассказывая о походе князя Игоря и русской дружины, автор настолько печалится и скорбит, что не может удержаться от того, чтобы не прокомментировать действия Игоря, и горестно восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
Читая «Слово», мы видим, что и природа тоже откликается на то, что происходит. Чувства автора настолько велики, он так близко принимает чужое горе и чужие радости, что природа не может не отреагировать на это. Автор наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы, даже городские стены. Ему кажется, что все эти предметы тоже могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Автор в своей позиции соединяется с природой, и его чувства благодаря чувствам природы усиливаются.
Все сказанное говорит о том, что автор «Слова» прекрасно знал об упоминаемых им событиях, о жизни, быте, о вооружении, о географии Руси, о язычестве, фольклоре, мог точно охарактеризовать каждого из князей, более того, его сведения часто более подробные и глубокие, чем летописные. Но главная заслуга этого человека в том, что ему удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.
В «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором, по словам известного литературоведа Д. С. Лихачева, чувствуется «героический дух всей последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга». Автор «Слова» призывает русских князей к единению перед нашествием татаро — монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем, киевским князем сможет дать могучий отпор врагу.
Неизвестный автор поэмы — человек редкостного поэтического таланта, широко видел исторические процессы своего времени, глубоко знал дружинную и книжную поэзию. Он создал шедевр, который не перестает очаровывать своей художественной формой и идейной цели направленностью. Автор не ставил себе четко отобразить факты истории, и этим его произведение отличается от летописей. Через литературные образы он передал переживания и мироощущение людей своего времени, с целью воздействия на читателя (слушателя). Сам автор, назвал свое творение «словом». Так называли свои произведения его современники — представители ораторского искусства, но жанр «Слова» не может быть определен однозначно, и в этом заключается еще одна его художественная особенность — оно отображает сразу несколько образцов жанров художественного искусства.
Автор «Слова о полку Игореве» отходит от объективно — исторической последовательности событий. Он, словно художник, разворачивает яркую панораму поэтических картин и образов. Он не столько рассказывает об отдельных фактах похода Игоря, сколько размышляет над долей родной земли, витая над прошлым и будущим — «от старого Владимира до нынешнего Игоря».
Автор «Слова», наверное, был очень смелым человеком, потому что не побоялся высказать во всеуслышание свои мысли. В XI веке среди немногочисленных писателей уже были первые жертвы княжеского произвола против литературы: первый русский проповедник киево — печерский игумен Феодосии, автор «Слова о законе» митрополит Илларион (его сместили), летописец Никон (его вынудили бежать в Тмутаракань). В последующие века автора «Моления» Даниила заточили в темницу, Аввакума и его друга Епифания сожгли за «великие на царский дом хулы». Служение литературе с самого начала имело черты мученичества и жертвенности.
В страстном и требовательном призыве русских князей к объединению есть «что — то предвещающее властные и гневные об — Ращения к царям Радищева, Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Льва Толстого и многих других русских писателей. Русские писатели всегда осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари», — говорил Д.
еред народом, более высокими по своему призванию, чем князья и цари», — говорил Д. С. Лихачев. Наверное, поэтому автор «Слова», хотя и знал о будущих гонениях, не смог смолчать.
«Слово о полку Игореве» наполнено сильными и взволнованными чувствами. Рассказывая о походе князя Игоря и русской дружины, автор настолько печалится и скорбит, что не может удержаться от того, чтобы не прокомментировать действия Игоря, и горестно восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
Читая «Слово», мы видим, что и природа тоже откликается на то, что происходит. Чувства автора настолько велики, он так близко принимает чужое горе и чужие радости, что природа не может не отреагировать на это. Автор наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы, даже городские стены. Ему кажется, что все эти предметы тоже могут сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Автор в своей позиции соединяется с природой, и его чувства благодаря чувствам природы усиливаются.
Все сказанное говорит о том, что автор «Слова» прекрасно знал об упоминаемых им событиях, о жизни, быте, о вооружении, о географии Руси, о язычестве, фольклоре, мог точно охарактеризовать каждого из князей, более того, его сведения часто более подробные и глубокие, чем летописные. Но главная заслуга этого человека в том, что ему удалось подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру.