Cочинения на свободную тему
-
Сочинения на свободную тему
-
Историческая тема в литературе
Историческая тема в литературе
Историческая тема в литературе.
Кто скажет, кто решит –
То мудрость иль безумие
Грядущее для нас светло
или темно?..
Прошлое, настоящее и будущее… История… Эта суровая, загадочная и капризная Госпожа безоговорочно жестока к одним и, как Женщина, до такой степени милостива и щедра к другим, что имена их и дела остаются в веках. Заметьте, что многие понятия, от которых так или иначе зависит будущее народов, стран, событий и каждого человека в отдельности, женского рода: История, Судьба, Жизнь, Удача… Что это? Может быть, так было задумано создателем – сделать Женщину началом всех начал и концом всего, наградить ее столькими качествами: великодушием и жестокостью, милосердием и капризностью, всепрощением и злопамятностью, верностью и непостоянством, чистотой и порочностью. Да еще и чисто женской логикой, недоступной пониманию другой половины человечества? Может быть, вы не согласны со мной, но это всего лишь соя точка зрения.
История похожа на книгу, в которой наряду со светлыми страницами стоят кровавые и мрачные. Главное в этой книге – Истина. Поэтому на каждого писателя, которому приходится писать эти страницы, налакается огромная ответственность – писать только правду.
Одна из страниц в книге Истории нашей многострадальной России посвящена гражданской войне. Долгое время многими советскими писателями она воспевалась как героическая битва русского народа с его поработителями, не желавшим отдавать своих привилегий. Можно понять тех людей, которым приходилось во имя спасения своей жизни и жизни своих близких лгать, приукрашивать жестокую действительность. Долгие годы в нашей стране книга Истории перекраивалась то так, то этак. Ее страницы клеймили позором одних и воспевали героизм других. Но наиболее верными Истине оставались писатели русского зарубежья. Их имена мы открываем только сейчас. Вообще, я не разделяю русских писателей на «советских» и «зарубежных». Все они родились и выросли в России, для всех она была, есть и будет Родиной. Но одни, оставшиеся на Родине, не имели права говорить правду, а другие, вынужденные покинуть ее, старались только правду донести до людей.
Одним из таких писателей, писателей русского зарубежья, является Роман Борисович Гуль. Я прочла его «Тухачевского» из «Красных маршалов». Честно говоря, эта книга потрясла меня. Потрясла жестокой правдой о гражданской войне, увиденной глазами этого человека. Сам он сражался на стороне Белой Армии, но далек от мысли идеализировать ее. Тем более не вызывала у него особой любви Красная Армия.
Гражданская войне в его произведении неразрывно связана с судьбой Михаила Тухачевского, этого будущего красного маршала. Кем был этот человек, да и вообще все те люди, которым суждено было стать во главе отрядов Красной Армии? «Наполеонистые поручики обойденные прапорщики, ухватистые унтер-офицеры, авантюристические портные, вовремя не награжденные капитаны и моншеры с сильной уголовщиной". Так охарактеризовал красных командиров Гуль. Это было действительно так, Семен Буденный, этот бывший царский вахмистер приморско-драгунского полка, на пятнадцатом году «революции осенял себя крестным знаменьем по привычке. Ворошилов и Егоров, Якир и Уборевич, Шорин и Славин, Щадёнко и Гай, убитые Чапаев и Котовский — вот они, красные маршалы. Их карьеры складывались не быстро, но звезда Тухачевского столь ярко и неожиданно вспыхнула на небосклоне революции, что не оставляет сомнения: Судьба, спутница Истории, избрала его своим фаворитом, но… Я еще раз повторяю: женщины коварны и непостоянны. Бесславная, несправедливая гибель этого человека, так много сделавшего для революции, говорит сама за себя. Вас интересует, почему этот человек, истинный русский дворянин и интеллигент, бывший лейб-гвардии поручик Семеновского полка стал вождем русского пролетариата? Что ж, причина одна: жажда военной славы. Этот человек был одарен искусством воевать, так же, как какой-нибудь великий художник писать картины. С детства он во многом завидовал Наполеону. И где как не на полях сражений революции с контрреволюцией мог развернуться его талант?! А на чьей стороне сражаться — для умного человека это не вопрос. Тухачевский понял, что будущее за новой, более сильной в этот момент властью. И кто знает, как бы обернулось дело, сражайся Тухачевский на стороне Корнилова, Колчака, Алексеева… Жестокое преследование за отказ от мобилизации в ряды Красной Армии — еще одна причина присутствия в ней военспецев. Расстрелы, насилия, втаптывание в грязь человеческого достоинства, вытравливание гуманизма и нравственности, лишение свободы прав человека — вот деяния власти Советов… Врагов не щадили, да и не разбирались особенно — кто ты? Действовали по принципу: „Кто не с нами — тот против нас“. Третьего было не дано. Но среди принявших большевизм были; люди высоконравственные, которые не могли остаться равнодушными, видя бедствия народа. Искупить вину своих предшественников — вот что было их целью. Таким человеком был Алексей Алексеевич Брусилов, бывший царский генерал. Другое дело, какой оказалась власть, которой он поверил. По разным причинам шли в Красную Армию царские офицеры: по убеждению, из страха, из-за нежелания покинуть Россию...
А народ?! Могучий русский народ — что же он? Почему в этой кровавой резне все смешалось? Почему по разные стороны баррикад оказались отец и сын, почему брат поднял руку на брата, а закадычный друг довоенных лет вдруг оказался идейным врагом, которого нужно беспощадно истреблять? Что произошло с русским человеком, сеятелем и тружеником, который с детства жил заповедью: „Не убий? Вопросы, одни вопросы… Кто даст на них ответ?! Как разобраться: кто прав? Кто виноват? Бесспорно одно — гражданская война была одной из самых горьких, самых жестоких, самых страшных страниц русской Истории. Против кого сражались красноармейцы? Об этом говорит сам Гуль: «… За судьбу русской революции дрались с красными башкирами белые башкиры, с красными калмыками белые калмыки, с красными казаками белые казаки, мобилизованные мужики с мобилизованными мужиками, офицеры с рабочими...» Это ли не трагедия?! Разве стоило будущее революции этих жертв? Конечно, “завтра» рисовалось в самом радужном свете: равенство, братство, свобода… Но «сегодня», каким было это «сегодня? Разве можно оправдать светлым будущим мрак сегодняшней гражданской войны? Ведь еще Толстой говорил, что никакими добрыми делами в будущем нельзя оправдать зло, совершенное в настоящем. И опять мы приходим к истоку всех лучших качеств человека — нравственности. Нравственность — категория вечная, над ней не властна Госпожа История… Нравственность может победить все. И еще Гуманность — истинное человеколюбие. Обладай человек этими качествами — разве было бы на Земле столько горя и трагедий?!
Неужели смог бы один человек убить другого?! И не Было бы у Гуля
этих строк: „Русские не берут русских в плен. Вешают на телеграфных
столбах, наваливают штабелями; красные вырезают белым казакам“ на
ногах лампасы, офицерам на плечах погоны. Белые закапывают красных
живьем в землю, вниз головой, и казака учат молодежь рубке на бегущих пленных...», что вы испытываете, читал эти строки? Я — дрожь и
отвращение, отвращение к насилию, жестокости, бесчеловечности белых
и красных, детей одной матери-земли друг другу. Что же нужно было
сделать, чтобы довести мирный русский народ до такой степени озлобленности, жестокости?! И оправдания этой войне нет и быть не может, как и
любой другой войне, Всегда война источником огромного горя для
человечества. Вот где можно видеть разгул безнравственности, жестокости и ненависти.
Страницы гражданской в русской Истории читать очень больно. За них горько и стыдно. Но события эти были, и долг каждого писателя описать их такими, какие они есть на самом деле. Для чего? Для того, чтобы не повторять горьких ошибок прошлого. Ведь вся наша жизнь — это она, История. Прошлое — это свершившаяся История, настоящее — это будущая История, а будущее…
Впрочем, кто знает — что ждет нас в будущем? Не натворим ли мы еще
больших глупостей, которые приведут нас к гибели? Но как, хочется,
чтобы все было хорошо! Чтобы жили в мире прошлое, настоящее и
будущее, чтобы не приходилось настоящему с горечью оглядываться на прошлое и бояться будущего. Но не суждено этому сбыться до тех пор, пока Нравственность и Гуманность не станут преобладающими человеческими качествами, пока Добро не победит в человеке Зло. Вот тогда наши писатели, не кривя душой, будут писать книгу Истории только светлыми страницами. Я надеюсь, я верю…
Кто скажет, кто решит –
То мудрость иль безумие
Грядущее для нас светло
или темно?..
Прошлое, настоящее и будущее… История… Эта суровая, загадочная и капризная Госпожа безоговорочно жестока к одним и, как Женщина, до такой степени милостива и щедра к другим, что имена их и дела остаются в веках. Заметьте, что многие понятия, от которых так или иначе зависит будущее народов, стран, событий и каждого человека в отдельности, женского рода: История, Судьба, Жизнь, Удача… Что это? Может быть, так было задумано создателем – сделать Женщину началом всех начал и концом всего, наградить ее столькими качествами: великодушием и жестокостью, милосердием и капризностью, всепрощением и злопамятностью, верностью и непостоянством, чистотой и порочностью. Да еще и чисто женской логикой, недоступной пониманию другой половины человечества? Может быть, вы не согласны со мной, но это всего лишь соя точка зрения.
История похожа на книгу, в которой наряду со светлыми страницами стоят кровавые и мрачные. Главное в этой книге – Истина. Поэтому на каждого писателя, которому приходится писать эти страницы, налакается огромная ответственность – писать только правду.
Одна из страниц в книге Истории нашей многострадальной России посвящена гражданской войне. Долгое время многими советскими писателями она воспевалась как героическая битва русского народа с его поработителями, не желавшим отдавать своих привилегий. Можно понять тех людей, которым приходилось во имя спасения своей жизни и жизни своих близких лгать, приукрашивать жестокую действительность. Долгие годы в нашей стране книга Истории перекраивалась то так, то этак. Ее страницы клеймили позором одних и воспевали героизм других. Но наиболее верными Истине оставались писатели русского зарубежья. Их имена мы открываем только сейчас. Вообще, я не разделяю русских писателей на «советских» и «зарубежных». Все они родились и выросли в России, для всех она была, есть и будет Родиной. Но одни, оставшиеся на Родине, не имели права говорить правду, а другие, вынужденные покинуть ее, старались только правду донести до людей.
Одним из таких писателей, писателей русского зарубежья, является Роман Борисович Гуль. Я прочла его «Тухачевского» из «Красных маршалов». Честно говоря, эта книга потрясла меня. Потрясла жестокой правдой о гражданской войне, увиденной глазами этого человека. Сам он сражался на стороне Белой Армии, но далек от мысли идеализировать ее. Тем более не вызывала у него особой любви Красная Армия.
Гражданская войне в его произведении неразрывно связана с судьбой Михаила Тухачевского, этого будущего красного маршала. Кем был этот человек, да и вообще все те люди, которым суждено было стать во главе отрядов Красной Армии? «Наполеонистые поручики обойденные прапорщики, ухватистые унтер-офицеры, авантюристические портные, вовремя не награжденные капитаны и моншеры с сильной уголовщиной". Так охарактеризовал красных командиров Гуль. Это было действительно так, Семен Буденный, этот бывший царский вахмистер приморско-драгунского полка, на пятнадцатом году «революции осенял себя крестным знаменьем по привычке. Ворошилов и Егоров, Якир и Уборевич, Шорин и Славин, Щадёнко и Гай, убитые Чапаев и Котовский — вот они, красные маршалы. Их карьеры складывались не быстро, но звезда Тухачевского столь ярко и неожиданно вспыхнула на небосклоне революции, что не оставляет сомнения: Судьба, спутница Истории, избрала его своим фаворитом, но… Я еще раз повторяю: женщины коварны и непостоянны. Бесславная, несправедливая гибель этого человека, так много сделавшего для революции, говорит сама за себя. Вас интересует, почему этот человек, истинный русский дворянин и интеллигент, бывший лейб-гвардии поручик Семеновского полка стал вождем русского пролетариата? Что ж, причина одна: жажда военной славы. Этот человек был одарен искусством воевать, так же, как какой-нибудь великий художник писать картины. С детства он во многом завидовал Наполеону. И где как не на полях сражений революции с контрреволюцией мог развернуться его талант?! А на чьей стороне сражаться — для умного человека это не вопрос. Тухачевский понял, что будущее за новой, более сильной в этот момент властью. И кто знает, как бы обернулось дело, сражайся Тухачевский на стороне Корнилова, Колчака, Алексеева… Жестокое преследование за отказ от мобилизации в ряды Красной Армии — еще одна причина присутствия в ней военспецев. Расстрелы, насилия, втаптывание в грязь человеческого достоинства, вытравливание гуманизма и нравственности, лишение свободы прав человека — вот деяния власти Советов… Врагов не щадили, да и не разбирались особенно — кто ты? Действовали по принципу: „Кто не с нами — тот против нас“. Третьего было не дано. Но среди принявших большевизм были; люди высоконравственные, которые не могли остаться равнодушными, видя бедствия народа. Искупить вину своих предшественников — вот что было их целью. Таким человеком был Алексей Алексеевич Брусилов, бывший царский генерал. Другое дело, какой оказалась власть, которой он поверил. По разным причинам шли в Красную Армию царские офицеры: по убеждению, из страха, из-за нежелания покинуть Россию...
А народ?! Могучий русский народ — что же он? Почему в этой кровавой резне все смешалось? Почему по разные стороны баррикад оказались отец и сын, почему брат поднял руку на брата, а закадычный друг довоенных лет вдруг оказался идейным врагом, которого нужно беспощадно истреблять? Что произошло с русским человеком, сеятелем и тружеником, который с детства жил заповедью: „Не убий? Вопросы, одни вопросы… Кто даст на них ответ?! Как разобраться: кто прав? Кто виноват? Бесспорно одно — гражданская война была одной из самых горьких, самых жестоких, самых страшных страниц русской Истории. Против кого сражались красноармейцы? Об этом говорит сам Гуль: «… За судьбу русской революции дрались с красными башкирами белые башкиры, с красными калмыками белые калмыки, с красными казаками белые казаки, мобилизованные мужики с мобилизованными мужиками, офицеры с рабочими...» Это ли не трагедия?! Разве стоило будущее революции этих жертв? Конечно, “завтра» рисовалось в самом радужном свете: равенство, братство, свобода… Но «сегодня», каким было это «сегодня? Разве можно оправдать светлым будущим мрак сегодняшней гражданской войны? Ведь еще Толстой говорил, что никакими добрыми делами в будущем нельзя оправдать зло, совершенное в настоящем. И опять мы приходим к истоку всех лучших качеств человека — нравственности. Нравственность — категория вечная, над ней не властна Госпожа История… Нравственность может победить все. И еще Гуманность — истинное человеколюбие. Обладай человек этими качествами — разве было бы на Земле столько горя и трагедий?!
Неужели смог бы один человек убить другого?! И не Было бы у Гуля
этих строк: „Русские не берут русских в плен. Вешают на телеграфных
столбах, наваливают штабелями; красные вырезают белым казакам“ на
ногах лампасы, офицерам на плечах погоны. Белые закапывают красных
живьем в землю, вниз головой, и казака учат молодежь рубке на бегущих пленных...», что вы испытываете, читал эти строки? Я — дрожь и
отвращение, отвращение к насилию, жестокости, бесчеловечности белых
и красных, детей одной матери-земли друг другу. Что же нужно было
сделать, чтобы довести мирный русский народ до такой степени озлобленности, жестокости?! И оправдания этой войне нет и быть не может, как и
любой другой войне, Всегда война источником огромного горя для
человечества. Вот где можно видеть разгул безнравственности, жестокости и ненависти.
Страницы гражданской в русской Истории читать очень больно. За них горько и стыдно. Но события эти были, и долг каждого писателя описать их такими, какие они есть на самом деле. Для чего? Для того, чтобы не повторять горьких ошибок прошлого. Ведь вся наша жизнь — это она, История. Прошлое — это свершившаяся История, настоящее — это будущая История, а будущее…
Впрочем, кто знает — что ждет нас в будущем? Не натворим ли мы еще
больших глупостей, которые приведут нас к гибели? Но как, хочется,
чтобы все было хорошо! Чтобы жили в мире прошлое, настоящее и
будущее, чтобы не приходилось настоящему с горечью оглядываться на прошлое и бояться будущего. Но не суждено этому сбыться до тех пор, пока Нравственность и Гуманность не станут преобладающими человеческими качествами, пока Добро не победит в человеке Зло. Вот тогда наши писатели, не кривя душой, будут писать книгу Истории только светлыми страницами. Я надеюсь, я верю…