Cочинения на свободную тему
-
Зарубежная литература
-
Писатели Франции
Писатели Франции
С начала XIX в. во Франции выступили выдающиеся писатели-романтики — поэты, романисты, драматурги, ставшие властителями дум своего поколения: Виктор Гюго, Жорж Санд, Александр Дюма. От других представителей романтического направления их отличало стремление обращаться к широким кругам читателей, к людям из народа, которых они начали изображать в своих драмах и романах.
Виктор Гюго (1802-1885)
Виктор Мари Гюго имел мало соперников даже в такой богатой литературе, как французская. Он получил безоговорочное признание с первых своих выступлений, когда пятнадцатилетним мальчиком по совету учителя участвовал в конкурсе Французской академии. Отрывок из поэмы Гюго был прочитан на ее заседании.
В 20-х годах выходят поэтические сборники Гюго — «Оды», «Оды и баллады», «Восточные мотивы». Гюго возглавил демократически мыслящих романтиков прежде всего как теоретик искусства («Предисловие к драме «Кромвель», 1827) и драматург. Его драмы «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833) и «Рюи Блаз» (1838), поставленные в «Комеди Франсез», театре Корнеля и Расина, на многие годы всколыхнули общественное мнение, вызывая на скандалы аристократически настроенную публику своим демократизмом и новаторством.
К моменту, когда во Франции произошла июльская революция 1830 г., Гюго уже вполне сознательно выступал как республиканец в защиту социальной справедливости в повести «Последний день приговоренного к казни» (1829), в историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) и в рассказе «Клод Ге» (1834).
В «Соборе Парижской богоматери», создав идеально-прекрасный образ Эсмеральды и пугающе-уродливый образ Квазимодо, который, как в сказке, преображается под влиянием Добра, Гюго показал, что подлинная красота человека и его величие проявляются в любви и доброте. Вместе с тем Гюго создал необычайно яркий по своим краскам и драматическим обстоятельствам исторический роман о Париже XV в. с его знаменитым собором — живым воплощением средневековья.
Писатель осудил религиозный фанатизм и изобразил народ, который со временем оказался способен пойти на штурм Бастилии.
После прихода к власти Наполеона III и до самого падения Второй империи Гюго находился в изгнании. На островах Атлантического океана (Джерси, Гернси), где он провел девятнадцать лет, Гюго создал сатирическую книгу стихов «Возмездие» (1853), направленную против Наполеона III, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).
В «Отверженных» автор решительно защищает право народа на счастье. Роман этот не только история беглого каторжника Жана Вальжана, а прежде всего романтическая социальная эпопея. Судьба героя, попавшего на каторгу за попытку украсть для голодающих детей хлеб, вскрывает трагическое несоответствие между «преступлением» Вальжана и его наказанием. Преступен не голодающий народ, говорил Гюго, преступно отношение к народу правящих классов.
Стихия революции, свободолюбие народа живут в образе Гавроша, одного из героев романа, — парижского мальчика.
омана, — парижского мальчика.
Необыкновенно живой по натуре, неутолимо любопытный, Гаврош участвует в восстании республиканцев начала 30-х годов и погибает. Он бросает вызов врагам народа и даже самой смерти, проявляет бесстрашие, становится в романе воплощением народного героизма.
Первую рецензию на роман «Отверженные» написал в 1862 г. выдающийся французский поэт и теоретик искусства Шарль Бодлер (1821 — 1867). Он отметил, что в образах, созданных Гюго, воплощены «вечно живые отвлеченные понятия». Вальжан — воплощенное в художественном образе Несчастье, Те-нардье — Зло, Мириэль — Добро, Фантина — Материнство, Козета — Детство, Жавер — Долг. Это воображаемые, «идеальные фигуры, из которых каждая, изображая один из главных типов, необходимых для развития того или иного тезиса, поднята до эпической высоты».
Таким образом, Бодлер отметил, что в своем подходе к образам и жизни Гюго остался романтиком и в этом социальном романе о народе.
Вернувшись во Францию в 1870 г., после поражения страны во франко-прусской войне, после падения режима Второй империи, Гюго горячо откликнулся на борьбу Парижской коммуны и осудил ее палачей в прекрасном сборнике политических стихов «Грозный год» (1872). Вскоре он издал исторический роман «Девяносто третий год» (1874), рассказав о борьбе республиканцев с монархистами в период революции.
Александр Дюма (1802-1870)
Из новых литературных жанров, разработанных романтиками, в детское чтение широко вошел исторический роман. Вальтер Скотт в Англии, Александр Дюма-отец во Франции создали увлекательные романы приключений, построенные на историческом материале.
Однако, в отличие от В. Скотта, А. Дюма «не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не уважал ее». Это замечание А. Моруа в его книге «Три Дюма» во многом справедливо. «Что такое история? — говорил Дюма. — Это гвоздь, на который я вешаю свои романы».
И все же романы Дюма — увлекательное чтение. Дюма увлекает нас своим пылким воображением, мастерством в построении сюжета и диалога. «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Граф Монте — Кристо» (1846), «Королева Марго» (1845), как и многие другие романы Дюма («Графиня Монсоро», «Ожерелье королевы»), представляют из себя вольное, но яркое изложение различных исторических событий. В романах Дюма выступают Людовик XIII, Ришелье, Анна Австрийская, герцог Букингемский. Многое в их характеристике достоверно. Но, по сути говоря, исторический роман Дюма знакомит нас с романтическими героями. События в романах развиваются по воле случая, часто по воле людей, непричастных ко двору и забытых историей, — мушкетеров, хорошеньких камеристок королевы...
Эти вымышленные герои ухитряются присутствовать в решающие моменты подлинной истории. Атос прячется под эшафотом во время казни Карла I Стюарта и слышит его последние слова. Атос и д'Артаньян вдвоем восстанавливают Карла II на английском троне. Арамис пытается подменить Людовика XIV его братом-близнецом, который впоследствии станет Железной Маской.
танет Железной Маской. Д'Артаньян и его друзья заставляют примириться французских вельмож со двором, диктуют мир Анне Австрийской и Мазарини.
Герои Дюма, его побратимы-мушкетеры, — бедные дворяне и потому люди гордые, но великодушные. Это отличные товарищи. Вовлеченные в самые невероятные приключения, они умеют сохранять верность своим идеалам.
Жорж Санд (1804-1876)
По своим общественным взглядам близка к Гюго Жорж Санд. Женщина выдающегося ума, республиканка по убеждениям, Аврора Дюдеван в 30 — 40-е годы выступила под псевдонимом Жорж Санд со своими романами «Индиана» (1832), «Валентина» (1832) и «Консуэло» (1843).
Жорж Санд была горячей сторонницей женского равноправия. Ее героини, как и сама писательница, — женщины волевые, самостоятельные, способные на глубокое чувство.
Жорж Санд умела найти пленительные краски, чтобы обрисовать богатый духовный мир своих героев, их горести и радости.
Писательница так рассказала историю Консуэло. Испанка по происхождению, Консуэло осталась одна после смерти матери, без средств к существованию. Жорж Санд поэтизирует это «дитя нищеты». Консуэло из милости получила музыкальное образование и могла бы сделать головокружительную карьеру, но, привязанная к своему другу детства Андзолетто, девушка не пожелала принять покровительство богатого мецената и предпочла остаться в бедности, сохранив свободу.
Жорж Санд рассказывает о скитаниях Консуэло по дорогам Италии и Австрии, о ее встречах с молодым Гайдном, которому предстояла великая слава композитора, о ее любви к графу Рудольфштадтскому.
Свободолюбие, осуждение всякой эксплуатации человека человеком, поэтизацию народных героев-тружеников мы находим не только в романах, но и в повестях Ж. Санд «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Чертово болото» и «Маленькая Фадетта».
В доме Жорж Санд в Париже собирались выдающиеся люди. Ее близкими друзьями были Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, Генрих Гейне и Бальзак, Флобер, певица Полина Виардо (послужившая прообразом для Консуэло) и И. С. Тургенев.
Для детей Жорж Санд написала «Бабушкины сказки» (1873), посвятив их своим внукам. Полны глубокого содержания ее поэтичные сказки «Грибуль», «Крылья мужества», «Розовое облачко» и др. Писательница хотела прежде всего развить в детях чувство добра, бескорыстия, самоотверженность, уважение к людям из народа.
Жюль Верн (1828-1905)
Эпоха романтизма породила и кипучий талант Жюля Верна, младшего современника Гюго, одного из основоположников жанра научной фантастики. Романтической является его безграничная вера в человеческие возможности, которые сами по себе в представлении Ж. Верна безграничны.
И вместе с тем это писатель, предвосхитивший возможности современного технического прогресса. Когда в 1962 г. группа школьников — читателей Ж. Верна — составила в Московском Доме книги таблицу, какие идеи Ж. Верна, высказанные в его девятнадцати романах, осуществились, они убедились, что из 108 гипотез писателя 64 были реализованы.
Увлекавшийся идеями технического прогресса, как и его герой капитан Немо, Ж.
шийся идеями технического прогресса, как и его герой капитан Немо, Ж. Берн был поэтом природы.
Однако именно Ж. Верну принадлежит мысль, что, создавая технические приборы, человек должен их делать «иначе, чем природа». Каким бы поэтичным ни было его путешествие «Пять недель на воздушном шаре» (1862), писатель предпочел воздушному шару самолет, сделался сторонником зарождавшейся в то время авиации. Не случайно он стал одним из учредителей «Общества сторонников летательных аппаратов тяжелее воздуха».
Вместе с тем Ж. Берн решительно отказывался от антропоморфного представления о технике. В его романах не появились роботы.Он предпочитал писать о свободолюбивых и благородных людях — Паганеле, Немо, Айтоне, Роберте Гранте, которым обширные знания позволяли совершать чудеса.
«Приключения капитана Гаттераса» (1866), трилогия «Дети капитана Гранта» (1867 — 1868), «20000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875) являются гимном подвигам, человеколюбию и дерзаниям научной мысли.
«Отец, бедный мой отец! — воскликнула Мери Грант, падая на колени перед лордом Гленарваном». Иллюстрация Э. Рица к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
В «Детях капитана Гранта» юные герои путешествуют по трем океанам, разыскивая шотландского патриота капитана Гранта, потерпевшего кораблекрушение. Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, освободившись от владычества Англии. Интрига, захватывающая фабула, которую ценил у Ж. Верна Л. Толстой, завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то удаляется. Что касается победы над препятствиями, то она заложена в самих характерах героев.
«20 000 лье под водой» — вторая часть трилогии — одно из самых блестящих произведений романиста. В романтической обстановке раскрывается тайна капитана Немо, главного героя романа, принца Дакка-ра, участника разгромленного англичанами восстания сипаев в Индии.
Рассказ о судьбе капитана Немо, погребении его вместе с «Наутилусом» в глубинах Тихого океана по своей живописности напоминает нам лучшие страницы романов Гюго. Но при этом мы замечаем, что у Ж. Верна больше проработаны социальные мотивы, что он реалистичнее представляет себе национально-освободительное движение и социальную жизнь эпохи.
Создав робинзонаду в заключительном романе трилогии — «Таинственный остров», он изобразил людей, которые под руководством энциклопедически образованного Сайруса Смита стремятся взять у природы все, что она способна им дать.
Герои романа стремились преодолеть социальные и национальные противоречия: в их дружный коллектив входили и слуга-негр и «господин». После гибели острова спасшиеся герои Ж. Верна направляются на родину, чтобы строить там жизнь по законам свободных людей.
Подобно Бальзаку, который создал «Человеческую комедию» почти не выходя из своего рабочего кабинета, Ж. Берн большую часть жизни провел в своей огромной библиотеке ученого, географа, изобретателя.
У писателя была все же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции.
е же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. Заменив ее кораблем, Ж. Берн начал плавать по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На самом большом по тем временам пароходе «Грейт-Истерн» посетил Америку.
Проспер Мериме (1803-1870)
Проспер Мериме — наиболее признанный мастер французской реалистической новеллы. Отточенность его стиля, ясного и рассудочного, часто находится в некотором противоречии с драматическими сюжетами, лежащими в основе его замыслов. История Кармен, рассказанная Мериме («Кармен», 1845), мужественный и пугающий образ корсиканца Матео Фальконе, застрелившего своего сына («Матео Фальконе», 1829), повесть о негритянском вожаке племени «Таманго» (1829) знакомят нас с трагической судьбой людей сильных, решительных, противопоставивших свой «закон», закон племени, определенной социальной среды, понятиям о личности, сложившимся в буржуазной среде с ее лицемерием, с ее лживой моралью.
«Я упал к ее ногам, я взял ее за руки, я орошал их слезами… Я предлагал ей, что останусь разбойником, если она этого хочет». Иллюстрация В. Фаворского к новелле П. Мериме «Кармен».
Автор намеренно скрывает от нас свое сочувствие к таким героям, как Кармен и Хозе, самим стилем рассказа он как бы демонстрирует свое равнодушие к их драме, определившей сюжет оперы Бизе. На самом же деле Мериме испытывает читателя, ставя его лицом к лицу с не всегда поддающимися обычной оценке обстоятельствами. От этого образы Матео Фальконе и Фортунато, Таманго, Кармен и других «экзотических» героев Мериме становятся более впечатляющими, трагически-значительными.
Помимо новелл Мериме создал сборник народных песен «Гузла» (1827), выдав его за записи славянского фольклора. Даже А. С. Пушкин сначала принял песни Мериме за подлинно народное творчество. Позже, зная уже все обстоятельства создания сборника «Гузла», Пушкин продолжал переводить многие песни из него, опубликовав эти переводы в своем поэтическом цикле «Песни западных славян» (1834). Школьники хорошо знают балладу «Видение короля», стихотворение «Конь», в котором Мериме и Пушкин нарисовали живую картину жизни болгар и сербов, страдавших от иноземного гнета и турецкого произвола. Стихотворение «Конь» очень характерно для сборника. Оно является одновременно и призывом к самозащите, и предсказанием гибели народного героя в схватке с поработителями.
В 1829 г. Мериме опубликовал свой известный исторический роман «Хроника времен Карла IX», где изобразил кровавые события Варфоломеевской ночи 1572 г.
Фредерик Стендаль (1783-1842)
Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересовавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.
Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бей-ля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии.
В 1812 г. с главными силами французской армии, в которой Стендаль был высокопоставленным военным чиновником интендантства, писатель прошел путь до Москвы, видел сопротивление, оказанное русскими патриотами наполеоновской армии, а затем участвовал в ее отступлении и переправе через Березину.
илами французской армии, в которой Стендаль был высокопоставленным военным чиновником интендантства, писатель прошел путь до Москвы, видел сопротивление, оказанное русскими патриотами наполеоновской армии, а затем участвовал в ее отступлении и переправе через Березину.
Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии, где он написал свои первые книги об искусстве. Горячая дружба связала писателя с итальянскими карбонариями — членами тайной республиканской организации, существовавшей в Италии в первой трети XIX в. В новелле «Ванина Ванини» (1829) перед нами возникает романтически привлекательный образ итальянского патриота, отважного и гордого Пьетро Миссирилли.
В 1830 г. Стендаль создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже за два месяца написал роман «Пармская обитель», кеторый принес ему известность. Бальзак посвятил этому роману большую статью, назвав ее «Этюд о Бейле».
Два героя этих произведений вошли в мировую литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой юности. Один из них — Жюльен Сорель, сын плотника из французской провинции («Красное и черное»), другой — итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»).
Шестнадцатилетний Фабрицио покинул родную страну, чтобы сражаться в войсках Наполеона. Доверчивый и пылкий, жаждавший героических подвигов, он считал Наполеона освободителем Италии от власти австрийской монархии. Ему суждено было стать свидетелем разгрома французской армии при Ватерлоо, узнать суровую правду войны, расстаться со своими иллюзиями.
Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период Реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа, возможно, сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность продвинуться в обшестве он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником.
Представления Жюльена о жизни, о назначении человека носят героический характер, но обстоятельства заставляют Сореля «избрать себе в учителя» Тартюфа, носиться с честолюбивыми планами. В его душе, как показывает Стендаль, основоположник психологического реализма в литературе XIX в., борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность. Любая сцена романа дает богатейший материал для наблюдений над духовной жизнью героя. Заканчивая роман главами под общим названием «Суд», Стендаль говорит о мудрости Жюльена Сореля, который незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил, и бросить ему вызов. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… — сказал Жюльен судьям. — Вот мое преступление, господа...»
Оноре де Бальзак (1799 — 1850)
Главой реалистической школы 30 — 40-х годов был Оноре де Бальзак. Им создан большой цикл романов и повестей, которые писатель объединил под общим названием «Человеческая комедия».
Бальзак запечатлел жизнь Франции в период Реставрации и Июльской монархии, всесторонне описав социальные, экономические отношения своего времени, без которых наше представление о буржуазном обществе оказалось бы неполным.
од Реставрации и Июльской монархии, всесторонне описав социальные, экономические отношения своего времени, без которых наше представление о буржуазном обществе оказалось бы неполным.
Всемирную славу принесли Бальзаку романы «Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837 — 1843); повести и рассказы «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др.
Бальзак насытил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х годов он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды.
Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях развития буржуазных отношений нашли отражение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь персонажа, поэтому своих героев он вводил в различные произведения. Иногда он изображал их уже взрослыми, сложившимися, а затем в другом романе описывал их юность. Например, с Эженом Растиньяком, выходцем из обедневшей аристократической семьи, мы знакомимся сначала в романе «Шагреневая кожа», где он, буржуазный делец, дает «мудрые», циничные советы герою романа молодому Рафаэлю де Валентену.«По утрам она в задумчивости сидела под ореховым деревом на источенной червями и поросшей сырым мхом деревянной скамье...» Иллюстрация к роману О. Бальзака «Евгения Гранде».
Затем в романе «Отец Горио» мы встречаем Растиньяка совсем молодым человеком, впервые приехавшим в Париж. Здесь пока не он, а его «наставляют на путь истины» люди, для которых не существует ни чести, ни совести, в частности беглый каторжник Вотрен. Но многое из того, что говорят Вот-рен, Гобсек и сам Растиньяк о буржуазном обществе и его неписаных законах, попирающих нормы общественной морали, — истинная правда.
В своих романах и повестях Бальзак показал, что деньги — бич и кумир буржуазии — губят человеческие жизни, растлевают таланты, делают детей врагами родителей, поскольку в погоне за счастьем каждый из героев Бальзака готов отнять деньги у другого. «Да неужели все сводится к деньгам!» — восклицает Дервиль в повести «Гобсек». В течение последующего столетия крупнейшие писатели мира будут вслед за Бальзаком возвращаться к этой черте буржуазных отношений, рассказывая о власти денег над людьми. Достаточно назвать таких писателей, как Э. Золя и Ф. Мориак, Т. Драйзер и У. Фолкнер.
Гениальность Бальзака сказалась не только в том, что он глубоко раскрыл экономическую сущность буржуазных отношений. Он сумел их воплотить в необычайно живых характерах, создав около двух тысяч героев, ничем не похожих друг на друга. Индивидуализация характеров и индивидуализация человеческой речи — Бальзак был выдающимся мастером в построении диалога — привлекли к творчеству Бальзака Ф. М. Достоевского, переводившего в молодости роман «Евгения Гранде». А. М. Горький в статье «О том, как я учился писать» рассказывал, что уже в юности его изумляло «искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера.
кусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера. «Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы...» — писал Горький.
Ги де Мопассан (1850 — 1893)
Ги де Мопассан, считавший себя учеником Флобера, выступил впервые в литературе в 1880 г. с рассказом «Пышка». Его напечатали в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне 1870 г.
Флобер успел еще прочесть рассказ Мопассана и признать его шедевром, в котором «все прекрасно в целом». Мопассан описал небольшую группу состоятельных людей, уезжавших в период оккупации из Руана, дав им уничтожающую характеристику. Это были состоятельные люди, спасавшие свое имущество, но выдававшие себя за патриотов. В рассказе им противопоставлена женщина улицы Элизабет Руссе, по прозвищу Пышка, красивая, но вульгарная женщина. Пышка тоже уезжает из Руана «по патриотическим соображениям», она не желает оставаться в городе, занятом пруссаками. Писатель не идеализирует Пышку, но сопоставление Пышки с другими героями рассказа оказывается оскорбительным для них.
Впоследствии Мопассан не раз возвращался к мотивам своего первого произведения. В новеллах «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль» стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерию господствующих слоев Франции.
Мопассан создавал новеллы, где на нескольких страницах раскрывал жизнь в ее повседневном течении, изображая трагическое наряду с комическим, всегда давая свое особое освещение событий. Новеллы французского писателя задушевны, лиричны.
Мопассан любил рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских служащих, солдатах, деревенских рабочих, о том, как нелегко и горько иногда складывалась их жизнь.
Нам симпатичны солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негритянкой («Буатель»), молчаливый кузнец Филипп, заменивший маленькому мальчику Симону отца («Папа Симона»), и чужд господин Караван, который лишь выглядит хорошим сыном («В своей семье»).
Большой известностью пользуются романы Мопассана. В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим, становится жертвой грубости и цинизма мужа.
Это роман о женщине, которая «не то чтобы гибнет, а бесцельно увядает, ничего не дав миру». Так определил тему романа Л. Н. Толстой.
Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Ж. Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современный «герой» Франции Третьей республики, каким изобразил его Мопассан, — это человек с низменными стремлениями и мелкой душой.
В романе-памфлете «Милый друг» (1885) Мопассан дал портрет молодого мужчины, сильно отличавшегося от молодых героев Стендаля или Бальзака. Жорж Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, готовность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты.
вность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты. Подогревая общественное мнение статейками Жоржа Дюруа (написанными не им самим), газетчик Вальтер и демагог-депутат Ларош-Матье провоцируют войну в Индокитае, называя ее «Танжерской экспедицией». Изображая эту авантюру, Мопассан осуждал колониальную политику Франции.
Эмиль Золя (1840-1902)
Критика буржуазной действительности определила основное направление творчества Эмиля Золя. Выступив в 80-х годах С Рядом статей, он утверждал, что теперь искусство подошло ближе к изображению повседневных фактов, чем это делали Бальзак или Стендаль.
Золя возглавил группу писателей-натуралистов, которые относились к жизненному материалу как ученые-экспериментаторы.
Свою двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары» (1871 — 1893) Золя превратил в обстоятельную «естественную и социальную историю одной семьи в эпоху Второй империи», как сказано в подзаголовке «Ругон-Маккаров». Эта серия романов охватывает события с декабрьских дней 1851 г., когда Луи Бонапарт захватил власть («Карьера Ругонов»), вплоть до разгрома Франции в войне с Пруссией 1870 г. («Разгром»).
Золя обстоятельно освещает вопрос о влиянии среды на человека (история прачки Жервезы в романе «Западня»). Алчность и авантюризм буржуазии он описывает в романах «Добыча», «Чрево Парижа», «Деньги». Большой роман посвятил Золя жизни шахтеров и их борьбе против шахтовладельцев («Жерминаль», 1885). Писатель говорил, что он изобразил столкновение труда и капитала, за порогом которого стоит социальная революция. Интересный роман посвятил Золя жизни художника-импрессиониста Клода Лантье («Творчество», 1886).
В 1898 г. Золя смело выступил на общественном поприще, обвинив шовинистически настроенную французскую военщину и правительственных чиновников в несправедливом осуждении офицера Дрейфуса.
Альфонс Доде (1840-1897)
В комическом свете колониальную экспансию французской буржуазии изобразил друг Флобера и старший современник Мопассана Альфонс Доде. В трилогии «Тартарен из Тараскона» (1872 — 1890) он заставил читателей смеяться над нелепой страстью к «приключениям» ничтожного обывателя Тартарена, труса, выдающего себя за храбреца. Автор нарядил своего героя в смехотворный костюм, окружил его восторженными глупцами — тарасконцами. Доде не выступает в романе разоблачителем, но юмор его на самом-то деле является беспощадным.
Почти все произведения Доде обращены равным образом и к взрослым, и к детям. Они поэтичны, лиричны, привлекательны, в них даны великолепные описания подростков, людей из народа, провансальской природы.
В циклах рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873) Доде изобразил юг Франции, его предания, обычаи.
Два романа Доде — «Малыш» (1868) и «Джек» (1876) — посвящены теме трудного детства. Герой первого романа, как это было и с самим автором, шестнадцати лет поступает воспитателем в коллеж.
Талантливый поэт Даниэль Эйсет вынужден терпеть издевательства своих учеников — «маленьких буржуа».
их учеников — «маленьких буржуа». С мягким юмором рисует Доде брата Малыша, Жака.
В трогательной повести «Прекрасная Нивернезка» (1886) писатель рассказал о семье честного, работящего лодочника папаши Луво, усыновившего ребенка, брошенного на улице. История Виктора, «найденыша», превратилась под пером Доде в гимн человечности, искренности, взаимной поддержки простых людей Франции.
Пьер Жан Беранже (1780-1857)
Французская поэзия прошлого века выдвинула двух народных трибунов, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интернационала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы.
Беранже вспоминал, что девятилетним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, — говорил он, — любовь к родине стала единственной страстью всей моей жизни».
В мае 1813 г., когда Наполеон I после бегства из России снова задумал развязать войну, Беранже написал сатирическую песню «Король Ивето». В ней Бонапарту противопоставлялся добродушный и миролюбивый король. Совсем незлобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам. Всем было ясно, против кого она направлена.
Когда во Франции к власти вернулось дворянство, по всей стране распространились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть «Священного союза» над народами Европы.
Беранже постоянно разоблачал планы реакционного духовенства («Святые отцы», «Капуцины»). Он презирал представителей правящих классов, провозгласивших установление монархического режима «днем мира, днем освобождения» («Белая кокарда» «Челобитная породистых собак»). Людей искусства Беранже учил не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»). Он призывал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов — утвердить мир на земле («Священный союз народов»). Беранже писал о народе, создавая яркие реалистические образы, как бы выхваченные из самой жизни. Рыжая Жанна, оставшаяся одна с тремя детьми (ее муж, браконьер, схвачен полицией); старый бродяга, проклинающий «порядочных» людей; солдаты наполеоновской армии («Старый капрал», «Два гренадера»); школьный учитель; Лизетта, беспечная подруга поэта, — герои песен Беранже.
Песни Беранже горячо встречали передовые читатели России. Великие русские революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский высоко оценили народность и художественное мастерство стихов Беранже. Как отмечал В. Г. Белинский, в его песнях переплелись любовь и политика, беспечность и серьезные раздумья о жизни.
Эжен Потье (1816-1887)
Сын парижского ремесленника Эжен Потье выступил со своим первым сборником стихов в четырнадцать лет, откликнувшись на события июльской революции 1830 г.
Как поэт-революционер Потье заявил о себе в период февральской революции 1848 г. Он принимал участие в июньском восстании парижского пролетариата. В дни ожесточенных классовых боев Потье в своих стихах призывал снести обветшалое здание старого общества, заявляя, что народ сам хочет стать «хозяином своей судьбы» («Старый дом на слом», «Народ»).
вал снести обветшалое здание старого общества, заявляя, что народ сам хочет стать «хозяином своей судьбы» («Старый дом на слом», «Народ»).
В 60-х годах прошлого века Потье стал одним из организаторов французского рабочего движения. Во главе большой группы трудящихся он вступил в ряды I Интернационала.
Во время Парижской коммуны 1871 г. Потье избрали революционным депутатом Парижа. С оружием в руках он защищал на баррикадах дело Коммуны, а в дни террора, находясь в подполье, написал «Интернационал» (июнь 1871 г.). Несмотря на трагический исход борьбы коммунаров, Потье провозглашал право народов на все блага мира, создаваемые их трудом. Нужно было обладать глубокой верой в конечную победу пролетариата, чтобы в такой момент сложить песню, ставшую впоследствии партийным гимном коммунистических и рабочих партий всего мира.
Горький в своей статье о Потье отметил, что поэт «был одним из самых великих Пропагандистов посредством песни».
В 1888 г. бельгийский рабочий-композитор Пьер Дегейтер написал музыку к «Интернационалу».
Виктор Гюго (1802-1885)
Виктор Мари Гюго имел мало соперников даже в такой богатой литературе, как французская. Он получил безоговорочное признание с первых своих выступлений, когда пятнадцатилетним мальчиком по совету учителя участвовал в конкурсе Французской академии. Отрывок из поэмы Гюго был прочитан на ее заседании.
В 20-х годах выходят поэтические сборники Гюго — «Оды», «Оды и баллады», «Восточные мотивы». Гюго возглавил демократически мыслящих романтиков прежде всего как теоретик искусства («Предисловие к драме «Кромвель», 1827) и драматург. Его драмы «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833) и «Рюи Блаз» (1838), поставленные в «Комеди Франсез», театре Корнеля и Расина, на многие годы всколыхнули общественное мнение, вызывая на скандалы аристократически настроенную публику своим демократизмом и новаторством.
К моменту, когда во Франции произошла июльская революция 1830 г., Гюго уже вполне сознательно выступал как республиканец в защиту социальной справедливости в повести «Последний день приговоренного к казни» (1829), в историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) и в рассказе «Клод Ге» (1834).
В «Соборе Парижской богоматери», создав идеально-прекрасный образ Эсмеральды и пугающе-уродливый образ Квазимодо, который, как в сказке, преображается под влиянием Добра, Гюго показал, что подлинная красота человека и его величие проявляются в любви и доброте. Вместе с тем Гюго создал необычайно яркий по своим краскам и драматическим обстоятельствам исторический роман о Париже XV в. с его знаменитым собором — живым воплощением средневековья.
Писатель осудил религиозный фанатизм и изобразил народ, который со временем оказался способен пойти на штурм Бастилии.
После прихода к власти Наполеона III и до самого падения Второй империи Гюго находился в изгнании. На островах Атлантического океана (Джерси, Гернси), где он провел девятнадцать лет, Гюго создал сатирическую книгу стихов «Возмездие» (1853), направленную против Наполеона III, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).
В «Отверженных» автор решительно защищает право народа на счастье. Роман этот не только история беглого каторжника Жана Вальжана, а прежде всего романтическая социальная эпопея. Судьба героя, попавшего на каторгу за попытку украсть для голодающих детей хлеб, вскрывает трагическое несоответствие между «преступлением» Вальжана и его наказанием. Преступен не голодающий народ, говорил Гюго, преступно отношение к народу правящих классов.
Стихия революции, свободолюбие народа живут в образе Гавроша, одного из героев романа, — парижского мальчика.
омана, — парижского мальчика.
Необыкновенно живой по натуре, неутолимо любопытный, Гаврош участвует в восстании республиканцев начала 30-х годов и погибает. Он бросает вызов врагам народа и даже самой смерти, проявляет бесстрашие, становится в романе воплощением народного героизма.
Первую рецензию на роман «Отверженные» написал в 1862 г. выдающийся французский поэт и теоретик искусства Шарль Бодлер (1821 — 1867). Он отметил, что в образах, созданных Гюго, воплощены «вечно живые отвлеченные понятия». Вальжан — воплощенное в художественном образе Несчастье, Те-нардье — Зло, Мириэль — Добро, Фантина — Материнство, Козета — Детство, Жавер — Долг. Это воображаемые, «идеальные фигуры, из которых каждая, изображая один из главных типов, необходимых для развития того или иного тезиса, поднята до эпической высоты».
Таким образом, Бодлер отметил, что в своем подходе к образам и жизни Гюго остался романтиком и в этом социальном романе о народе.
Вернувшись во Францию в 1870 г., после поражения страны во франко-прусской войне, после падения режима Второй империи, Гюго горячо откликнулся на борьбу Парижской коммуны и осудил ее палачей в прекрасном сборнике политических стихов «Грозный год» (1872). Вскоре он издал исторический роман «Девяносто третий год» (1874), рассказав о борьбе республиканцев с монархистами в период революции.
Александр Дюма (1802-1870)
Из новых литературных жанров, разработанных романтиками, в детское чтение широко вошел исторический роман. Вальтер Скотт в Англии, Александр Дюма-отец во Франции создали увлекательные романы приключений, построенные на историческом материале.
Однако, в отличие от В. Скотта, А. Дюма «не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не уважал ее». Это замечание А. Моруа в его книге «Три Дюма» во многом справедливо. «Что такое история? — говорил Дюма. — Это гвоздь, на который я вешаю свои романы».
И все же романы Дюма — увлекательное чтение. Дюма увлекает нас своим пылким воображением, мастерством в построении сюжета и диалога. «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Граф Монте — Кристо» (1846), «Королева Марго» (1845), как и многие другие романы Дюма («Графиня Монсоро», «Ожерелье королевы»), представляют из себя вольное, но яркое изложение различных исторических событий. В романах Дюма выступают Людовик XIII, Ришелье, Анна Австрийская, герцог Букингемский. Многое в их характеристике достоверно. Но, по сути говоря, исторический роман Дюма знакомит нас с романтическими героями. События в романах развиваются по воле случая, часто по воле людей, непричастных ко двору и забытых историей, — мушкетеров, хорошеньких камеристок королевы...
Эти вымышленные герои ухитряются присутствовать в решающие моменты подлинной истории. Атос прячется под эшафотом во время казни Карла I Стюарта и слышит его последние слова. Атос и д'Артаньян вдвоем восстанавливают Карла II на английском троне. Арамис пытается подменить Людовика XIV его братом-близнецом, который впоследствии станет Железной Маской.
танет Железной Маской. Д'Артаньян и его друзья заставляют примириться французских вельмож со двором, диктуют мир Анне Австрийской и Мазарини.
Герои Дюма, его побратимы-мушкетеры, — бедные дворяне и потому люди гордые, но великодушные. Это отличные товарищи. Вовлеченные в самые невероятные приключения, они умеют сохранять верность своим идеалам.
Жорж Санд (1804-1876)
По своим общественным взглядам близка к Гюго Жорж Санд. Женщина выдающегося ума, республиканка по убеждениям, Аврора Дюдеван в 30 — 40-е годы выступила под псевдонимом Жорж Санд со своими романами «Индиана» (1832), «Валентина» (1832) и «Консуэло» (1843).
Жорж Санд была горячей сторонницей женского равноправия. Ее героини, как и сама писательница, — женщины волевые, самостоятельные, способные на глубокое чувство.
Жорж Санд умела найти пленительные краски, чтобы обрисовать богатый духовный мир своих героев, их горести и радости.
Писательница так рассказала историю Консуэло. Испанка по происхождению, Консуэло осталась одна после смерти матери, без средств к существованию. Жорж Санд поэтизирует это «дитя нищеты». Консуэло из милости получила музыкальное образование и могла бы сделать головокружительную карьеру, но, привязанная к своему другу детства Андзолетто, девушка не пожелала принять покровительство богатого мецената и предпочла остаться в бедности, сохранив свободу.
Жорж Санд рассказывает о скитаниях Консуэло по дорогам Италии и Австрии, о ее встречах с молодым Гайдном, которому предстояла великая слава композитора, о ее любви к графу Рудольфштадтскому.
Свободолюбие, осуждение всякой эксплуатации человека человеком, поэтизацию народных героев-тружеников мы находим не только в романах, но и в повестях Ж. Санд «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Чертово болото» и «Маленькая Фадетта».
В доме Жорж Санд в Париже собирались выдающиеся люди. Ее близкими друзьями были Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, Генрих Гейне и Бальзак, Флобер, певица Полина Виардо (послужившая прообразом для Консуэло) и И. С. Тургенев.
Для детей Жорж Санд написала «Бабушкины сказки» (1873), посвятив их своим внукам. Полны глубокого содержания ее поэтичные сказки «Грибуль», «Крылья мужества», «Розовое облачко» и др. Писательница хотела прежде всего развить в детях чувство добра, бескорыстия, самоотверженность, уважение к людям из народа.
Жюль Верн (1828-1905)
Эпоха романтизма породила и кипучий талант Жюля Верна, младшего современника Гюго, одного из основоположников жанра научной фантастики. Романтической является его безграничная вера в человеческие возможности, которые сами по себе в представлении Ж. Верна безграничны.
И вместе с тем это писатель, предвосхитивший возможности современного технического прогресса. Когда в 1962 г. группа школьников — читателей Ж. Верна — составила в Московском Доме книги таблицу, какие идеи Ж. Верна, высказанные в его девятнадцати романах, осуществились, они убедились, что из 108 гипотез писателя 64 были реализованы.
Увлекавшийся идеями технического прогресса, как и его герой капитан Немо, Ж.
шийся идеями технического прогресса, как и его герой капитан Немо, Ж. Берн был поэтом природы.
Однако именно Ж. Верну принадлежит мысль, что, создавая технические приборы, человек должен их делать «иначе, чем природа». Каким бы поэтичным ни было его путешествие «Пять недель на воздушном шаре» (1862), писатель предпочел воздушному шару самолет, сделался сторонником зарождавшейся в то время авиации. Не случайно он стал одним из учредителей «Общества сторонников летательных аппаратов тяжелее воздуха».
Вместе с тем Ж. Берн решительно отказывался от антропоморфного представления о технике. В его романах не появились роботы.Он предпочитал писать о свободолюбивых и благородных людях — Паганеле, Немо, Айтоне, Роберте Гранте, которым обширные знания позволяли совершать чудеса.
«Приключения капитана Гаттераса» (1866), трилогия «Дети капитана Гранта» (1867 — 1868), «20000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875) являются гимном подвигам, человеколюбию и дерзаниям научной мысли.
«Отец, бедный мой отец! — воскликнула Мери Грант, падая на колени перед лордом Гленарваном». Иллюстрация Э. Рица к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
В «Детях капитана Гранта» юные герои путешествуют по трем океанам, разыскивая шотландского патриота капитана Гранта, потерпевшего кораблекрушение. Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, освободившись от владычества Англии. Интрига, захватывающая фабула, которую ценил у Ж. Верна Л. Толстой, завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то удаляется. Что касается победы над препятствиями, то она заложена в самих характерах героев.
«20 000 лье под водой» — вторая часть трилогии — одно из самых блестящих произведений романиста. В романтической обстановке раскрывается тайна капитана Немо, главного героя романа, принца Дакка-ра, участника разгромленного англичанами восстания сипаев в Индии.
Рассказ о судьбе капитана Немо, погребении его вместе с «Наутилусом» в глубинах Тихого океана по своей живописности напоминает нам лучшие страницы романов Гюго. Но при этом мы замечаем, что у Ж. Верна больше проработаны социальные мотивы, что он реалистичнее представляет себе национально-освободительное движение и социальную жизнь эпохи.
Создав робинзонаду в заключительном романе трилогии — «Таинственный остров», он изобразил людей, которые под руководством энциклопедически образованного Сайруса Смита стремятся взять у природы все, что она способна им дать.
Герои романа стремились преодолеть социальные и национальные противоречия: в их дружный коллектив входили и слуга-негр и «господин». После гибели острова спасшиеся герои Ж. Верна направляются на родину, чтобы строить там жизнь по законам свободных людей.
Подобно Бальзаку, который создал «Человеческую комедию» почти не выходя из своего рабочего кабинета, Ж. Берн большую часть жизни провел в своей огромной библиотеке ученого, географа, изобретателя.
У писателя была все же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции.
е же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. Заменив ее кораблем, Ж. Берн начал плавать по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На самом большом по тем временам пароходе «Грейт-Истерн» посетил Америку.
Проспер Мериме (1803-1870)
Проспер Мериме — наиболее признанный мастер французской реалистической новеллы. Отточенность его стиля, ясного и рассудочного, часто находится в некотором противоречии с драматическими сюжетами, лежащими в основе его замыслов. История Кармен, рассказанная Мериме («Кармен», 1845), мужественный и пугающий образ корсиканца Матео Фальконе, застрелившего своего сына («Матео Фальконе», 1829), повесть о негритянском вожаке племени «Таманго» (1829) знакомят нас с трагической судьбой людей сильных, решительных, противопоставивших свой «закон», закон племени, определенной социальной среды, понятиям о личности, сложившимся в буржуазной среде с ее лицемерием, с ее лживой моралью.
«Я упал к ее ногам, я взял ее за руки, я орошал их слезами… Я предлагал ей, что останусь разбойником, если она этого хочет». Иллюстрация В. Фаворского к новелле П. Мериме «Кармен».
Автор намеренно скрывает от нас свое сочувствие к таким героям, как Кармен и Хозе, самим стилем рассказа он как бы демонстрирует свое равнодушие к их драме, определившей сюжет оперы Бизе. На самом же деле Мериме испытывает читателя, ставя его лицом к лицу с не всегда поддающимися обычной оценке обстоятельствами. От этого образы Матео Фальконе и Фортунато, Таманго, Кармен и других «экзотических» героев Мериме становятся более впечатляющими, трагически-значительными.
Помимо новелл Мериме создал сборник народных песен «Гузла» (1827), выдав его за записи славянского фольклора. Даже А. С. Пушкин сначала принял песни Мериме за подлинно народное творчество. Позже, зная уже все обстоятельства создания сборника «Гузла», Пушкин продолжал переводить многие песни из него, опубликовав эти переводы в своем поэтическом цикле «Песни западных славян» (1834). Школьники хорошо знают балладу «Видение короля», стихотворение «Конь», в котором Мериме и Пушкин нарисовали живую картину жизни болгар и сербов, страдавших от иноземного гнета и турецкого произвола. Стихотворение «Конь» очень характерно для сборника. Оно является одновременно и призывом к самозащите, и предсказанием гибели народного героя в схватке с поработителями.
В 1829 г. Мериме опубликовал свой известный исторический роман «Хроника времен Карла IX», где изобразил кровавые события Варфоломеевской ночи 1572 г.
Фредерик Стендаль (1783-1842)
Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересовавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.
Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бей-ля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии.
В 1812 г. с главными силами французской армии, в которой Стендаль был высокопоставленным военным чиновником интендантства, писатель прошел путь до Москвы, видел сопротивление, оказанное русскими патриотами наполеоновской армии, а затем участвовал в ее отступлении и переправе через Березину.
илами французской армии, в которой Стендаль был высокопоставленным военным чиновником интендантства, писатель прошел путь до Москвы, видел сопротивление, оказанное русскими патриотами наполеоновской армии, а затем участвовал в ее отступлении и переправе через Березину.
Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии, где он написал свои первые книги об искусстве. Горячая дружба связала писателя с итальянскими карбонариями — членами тайной республиканской организации, существовавшей в Италии в первой трети XIX в. В новелле «Ванина Ванини» (1829) перед нами возникает романтически привлекательный образ итальянского патриота, отважного и гордого Пьетро Миссирилли.
В 1830 г. Стендаль создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже за два месяца написал роман «Пармская обитель», кеторый принес ему известность. Бальзак посвятил этому роману большую статью, назвав ее «Этюд о Бейле».
Два героя этих произведений вошли в мировую литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой юности. Один из них — Жюльен Сорель, сын плотника из французской провинции («Красное и черное»), другой — итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»).
Шестнадцатилетний Фабрицио покинул родную страну, чтобы сражаться в войсках Наполеона. Доверчивый и пылкий, жаждавший героических подвигов, он считал Наполеона освободителем Италии от власти австрийской монархии. Ему суждено было стать свидетелем разгрома французской армии при Ватерлоо, узнать суровую правду войны, расстаться со своими иллюзиями.
Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период Реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа, возможно, сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность продвинуться в обшестве он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником.
Представления Жюльена о жизни, о назначении человека носят героический характер, но обстоятельства заставляют Сореля «избрать себе в учителя» Тартюфа, носиться с честолюбивыми планами. В его душе, как показывает Стендаль, основоположник психологического реализма в литературе XIX в., борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность. Любая сцена романа дает богатейший материал для наблюдений над духовной жизнью героя. Заканчивая роман главами под общим названием «Суд», Стендаль говорит о мудрости Жюльена Сореля, который незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил, и бросить ему вызов. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… — сказал Жюльен судьям. — Вот мое преступление, господа...»
Оноре де Бальзак (1799 — 1850)
Главой реалистической школы 30 — 40-х годов был Оноре де Бальзак. Им создан большой цикл романов и повестей, которые писатель объединил под общим названием «Человеческая комедия».
Бальзак запечатлел жизнь Франции в период Реставрации и Июльской монархии, всесторонне описав социальные, экономические отношения своего времени, без которых наше представление о буржуазном обществе оказалось бы неполным.
од Реставрации и Июльской монархии, всесторонне описав социальные, экономические отношения своего времени, без которых наше представление о буржуазном обществе оказалось бы неполным.
Всемирную славу принесли Бальзаку романы «Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837 — 1843); повести и рассказы «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др.
Бальзак насытил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х годов он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды.
Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях развития буржуазных отношений нашли отражение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь персонажа, поэтому своих героев он вводил в различные произведения. Иногда он изображал их уже взрослыми, сложившимися, а затем в другом романе описывал их юность. Например, с Эженом Растиньяком, выходцем из обедневшей аристократической семьи, мы знакомимся сначала в романе «Шагреневая кожа», где он, буржуазный делец, дает «мудрые», циничные советы герою романа молодому Рафаэлю де Валентену.«По утрам она в задумчивости сидела под ореховым деревом на источенной червями и поросшей сырым мхом деревянной скамье...» Иллюстрация к роману О. Бальзака «Евгения Гранде».
Затем в романе «Отец Горио» мы встречаем Растиньяка совсем молодым человеком, впервые приехавшим в Париж. Здесь пока не он, а его «наставляют на путь истины» люди, для которых не существует ни чести, ни совести, в частности беглый каторжник Вотрен. Но многое из того, что говорят Вот-рен, Гобсек и сам Растиньяк о буржуазном обществе и его неписаных законах, попирающих нормы общественной морали, — истинная правда.
В своих романах и повестях Бальзак показал, что деньги — бич и кумир буржуазии — губят человеческие жизни, растлевают таланты, делают детей врагами родителей, поскольку в погоне за счастьем каждый из героев Бальзака готов отнять деньги у другого. «Да неужели все сводится к деньгам!» — восклицает Дервиль в повести «Гобсек». В течение последующего столетия крупнейшие писатели мира будут вслед за Бальзаком возвращаться к этой черте буржуазных отношений, рассказывая о власти денег над людьми. Достаточно назвать таких писателей, как Э. Золя и Ф. Мориак, Т. Драйзер и У. Фолкнер.
Гениальность Бальзака сказалась не только в том, что он глубоко раскрыл экономическую сущность буржуазных отношений. Он сумел их воплотить в необычайно живых характерах, создав около двух тысяч героев, ничем не похожих друг на друга. Индивидуализация характеров и индивидуализация человеческой речи — Бальзак был выдающимся мастером в построении диалога — привлекли к творчеству Бальзака Ф. М. Достоевского, переводившего в молодости роман «Евгения Гранде». А. М. Горький в статье «О том, как я учился писать» рассказывал, что уже в юности его изумляло «искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера.
кусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера. «Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы...» — писал Горький.
Ги де Мопассан (1850 — 1893)
Ги де Мопассан, считавший себя учеником Флобера, выступил впервые в литературе в 1880 г. с рассказом «Пышка». Его напечатали в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне 1870 г.
Флобер успел еще прочесть рассказ Мопассана и признать его шедевром, в котором «все прекрасно в целом». Мопассан описал небольшую группу состоятельных людей, уезжавших в период оккупации из Руана, дав им уничтожающую характеристику. Это были состоятельные люди, спасавшие свое имущество, но выдававшие себя за патриотов. В рассказе им противопоставлена женщина улицы Элизабет Руссе, по прозвищу Пышка, красивая, но вульгарная женщина. Пышка тоже уезжает из Руана «по патриотическим соображениям», она не желает оставаться в городе, занятом пруссаками. Писатель не идеализирует Пышку, но сопоставление Пышки с другими героями рассказа оказывается оскорбительным для них.
Впоследствии Мопассан не раз возвращался к мотивам своего первого произведения. В новеллах «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль» стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерию господствующих слоев Франции.
Мопассан создавал новеллы, где на нескольких страницах раскрывал жизнь в ее повседневном течении, изображая трагическое наряду с комическим, всегда давая свое особое освещение событий. Новеллы французского писателя задушевны, лиричны.
Мопассан любил рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских служащих, солдатах, деревенских рабочих, о том, как нелегко и горько иногда складывалась их жизнь.
Нам симпатичны солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негритянкой («Буатель»), молчаливый кузнец Филипп, заменивший маленькому мальчику Симону отца («Папа Симона»), и чужд господин Караван, который лишь выглядит хорошим сыном («В своей семье»).
Большой известностью пользуются романы Мопассана. В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим, становится жертвой грубости и цинизма мужа.
Это роман о женщине, которая «не то чтобы гибнет, а бесцельно увядает, ничего не дав миру». Так определил тему романа Л. Н. Толстой.
Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Ж. Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современный «герой» Франции Третьей республики, каким изобразил его Мопассан, — это человек с низменными стремлениями и мелкой душой.
В романе-памфлете «Милый друг» (1885) Мопассан дал портрет молодого мужчины, сильно отличавшегося от молодых героев Стендаля или Бальзака. Жорж Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, готовность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты.
вность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты. Подогревая общественное мнение статейками Жоржа Дюруа (написанными не им самим), газетчик Вальтер и демагог-депутат Ларош-Матье провоцируют войну в Индокитае, называя ее «Танжерской экспедицией». Изображая эту авантюру, Мопассан осуждал колониальную политику Франции.
Эмиль Золя (1840-1902)
Критика буржуазной действительности определила основное направление творчества Эмиля Золя. Выступив в 80-х годах С Рядом статей, он утверждал, что теперь искусство подошло ближе к изображению повседневных фактов, чем это делали Бальзак или Стендаль.
Золя возглавил группу писателей-натуралистов, которые относились к жизненному материалу как ученые-экспериментаторы.
Свою двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары» (1871 — 1893) Золя превратил в обстоятельную «естественную и социальную историю одной семьи в эпоху Второй империи», как сказано в подзаголовке «Ругон-Маккаров». Эта серия романов охватывает события с декабрьских дней 1851 г., когда Луи Бонапарт захватил власть («Карьера Ругонов»), вплоть до разгрома Франции в войне с Пруссией 1870 г. («Разгром»).
Золя обстоятельно освещает вопрос о влиянии среды на человека (история прачки Жервезы в романе «Западня»). Алчность и авантюризм буржуазии он описывает в романах «Добыча», «Чрево Парижа», «Деньги». Большой роман посвятил Золя жизни шахтеров и их борьбе против шахтовладельцев («Жерминаль», 1885). Писатель говорил, что он изобразил столкновение труда и капитала, за порогом которого стоит социальная революция. Интересный роман посвятил Золя жизни художника-импрессиониста Клода Лантье («Творчество», 1886).
В 1898 г. Золя смело выступил на общественном поприще, обвинив шовинистически настроенную французскую военщину и правительственных чиновников в несправедливом осуждении офицера Дрейфуса.
Альфонс Доде (1840-1897)
В комическом свете колониальную экспансию французской буржуазии изобразил друг Флобера и старший современник Мопассана Альфонс Доде. В трилогии «Тартарен из Тараскона» (1872 — 1890) он заставил читателей смеяться над нелепой страстью к «приключениям» ничтожного обывателя Тартарена, труса, выдающего себя за храбреца. Автор нарядил своего героя в смехотворный костюм, окружил его восторженными глупцами — тарасконцами. Доде не выступает в романе разоблачителем, но юмор его на самом-то деле является беспощадным.
Почти все произведения Доде обращены равным образом и к взрослым, и к детям. Они поэтичны, лиричны, привлекательны, в них даны великолепные описания подростков, людей из народа, провансальской природы.
В циклах рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873) Доде изобразил юг Франции, его предания, обычаи.
Два романа Доде — «Малыш» (1868) и «Джек» (1876) — посвящены теме трудного детства. Герой первого романа, как это было и с самим автором, шестнадцати лет поступает воспитателем в коллеж.
Талантливый поэт Даниэль Эйсет вынужден терпеть издевательства своих учеников — «маленьких буржуа».
их учеников — «маленьких буржуа». С мягким юмором рисует Доде брата Малыша, Жака.
В трогательной повести «Прекрасная Нивернезка» (1886) писатель рассказал о семье честного, работящего лодочника папаши Луво, усыновившего ребенка, брошенного на улице. История Виктора, «найденыша», превратилась под пером Доде в гимн человечности, искренности, взаимной поддержки простых людей Франции.
Пьер Жан Беранже (1780-1857)
Французская поэзия прошлого века выдвинула двух народных трибунов, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интернационала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы.
Беранже вспоминал, что девятилетним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, — говорил он, — любовь к родине стала единственной страстью всей моей жизни».
В мае 1813 г., когда Наполеон I после бегства из России снова задумал развязать войну, Беранже написал сатирическую песню «Король Ивето». В ней Бонапарту противопоставлялся добродушный и миролюбивый король. Совсем незлобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам. Всем было ясно, против кого она направлена.
Когда во Франции к власти вернулось дворянство, по всей стране распространились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть «Священного союза» над народами Европы.
Беранже постоянно разоблачал планы реакционного духовенства («Святые отцы», «Капуцины»). Он презирал представителей правящих классов, провозгласивших установление монархического режима «днем мира, днем освобождения» («Белая кокарда» «Челобитная породистых собак»). Людей искусства Беранже учил не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»). Он призывал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов — утвердить мир на земле («Священный союз народов»). Беранже писал о народе, создавая яркие реалистические образы, как бы выхваченные из самой жизни. Рыжая Жанна, оставшаяся одна с тремя детьми (ее муж, браконьер, схвачен полицией); старый бродяга, проклинающий «порядочных» людей; солдаты наполеоновской армии («Старый капрал», «Два гренадера»); школьный учитель; Лизетта, беспечная подруга поэта, — герои песен Беранже.
Песни Беранже горячо встречали передовые читатели России. Великие русские революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский высоко оценили народность и художественное мастерство стихов Беранже. Как отмечал В. Г. Белинский, в его песнях переплелись любовь и политика, беспечность и серьезные раздумья о жизни.
Эжен Потье (1816-1887)
Сын парижского ремесленника Эжен Потье выступил со своим первым сборником стихов в четырнадцать лет, откликнувшись на события июльской революции 1830 г.
Как поэт-революционер Потье заявил о себе в период февральской революции 1848 г. Он принимал участие в июньском восстании парижского пролетариата. В дни ожесточенных классовых боев Потье в своих стихах призывал снести обветшалое здание старого общества, заявляя, что народ сам хочет стать «хозяином своей судьбы» («Старый дом на слом», «Народ»).
вал снести обветшалое здание старого общества, заявляя, что народ сам хочет стать «хозяином своей судьбы» («Старый дом на слом», «Народ»).
В 60-х годах прошлого века Потье стал одним из организаторов французского рабочего движения. Во главе большой группы трудящихся он вступил в ряды I Интернационала.
Во время Парижской коммуны 1871 г. Потье избрали революционным депутатом Парижа. С оружием в руках он защищал на баррикадах дело Коммуны, а в дни террора, находясь в подполье, написал «Интернационал» (июнь 1871 г.). Несмотря на трагический исход борьбы коммунаров, Потье провозглашал право народов на все блага мира, создаваемые их трудом. Нужно было обладать глубокой верой в конечную победу пролетариата, чтобы в такой момент сложить песню, ставшую впоследствии партийным гимном коммунистических и рабочих партий всего мира.
Горький в своей статье о Потье отметил, что поэт «был одним из самых великих Пропагандистов посредством песни».
В 1888 г. бельгийский рабочий-композитор Пьер Дегейтер написал музыку к «Интернационалу».