Русские сочинения - Ахматова А.А. - Песня последней встречи - Стихотворение А. А. Ахматовой «Песня последней встречи». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение А. А. Ахматовой «Песня последней встречи». (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (Восприятие, истолкование, оценка)

сочинение



Оба стихотворения — «Песня последней встречи» и «Сегодня мне письма не принесли...» — вошли в первый ахматовский сборник стихов «Вечер», сборник исключительно любовной лирики. Эти стихотворения объединяет то, что в центре повествования оказываются чувства лирической героини, которая разрывает отношения с любимым человеком.
«Песня последней встречи» — это стихотворение, безусловно, о разлуке. Ахма-товская лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним. Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями — новеллой, повестью, романом. Справедливость этих сравнений «Песня последней встречи» демонстрирует наглядно. Из всего повествования, хронологически нарушенного, последовательность событий все же восстанавливается. (А ведь сюжетность — это отличительная черта прозы.) То, что героиня уже покинула дом, где, собственно, все и произошло: мы узнаем уже в последней строфе:
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. ,
В самом начале же стихотворения Ахматова отображает душевное состояние своей героини:
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки...
Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай.
Далее неожиданно врывается в повествование деталь (а у Ахматовой деталь появляется нередко, что дало повод критикам говорить о «вещности» ахматовской лирики). Эта деталь — перчатка, которую лирическая героиня одевает не нату руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний:
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки...
Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:
Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три!...
Восприятие окружающего мира человеком зависит от того, в каком душевном состоянии он находится в данный момент. Героине «Песни последней встречи» кажется, что природа чувствует то же самое, что чувствует она — «умирание» чего-либо в душе. Ей чудится, что клен, сбрасывающий листья, призывает ее умереть вместе с ним:
Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! IIя тоже. Умру с тобой...»
В конце стихотворения Ахматова говорит о том, что героиня, бросив прощальный взгляд на «темный дом», видит свечи в спальне, которые горят «равнодушно-желтым огнем». Желтый цвет традиционно символизирует разлуку, здесь же цветовое определение усилено наречием «равнодушно», что дает право сделать вывод о том, что герой, оставшийся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня.

йся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня.
Таким образом, лирическое стихотворение, повествующее о переживаниях героини в момент разрыва отношений с любимым, детализируется и обрастает подробностями, из которых можно сделать вывод о месте действия, времени (это происходит осенью) и о том, какое воздействие на героиню оказало происшедшее.
Действие другого ахматовского стихотворения — «Сегодня мне письма не принесли...» — происходит весной. Здесь также Ахматова изображает любовную драму, но в отличие от первого стихотворения, где разрыв между героями уже произошел, в этом стихотворении поэт изображает начало разрыва отношений.
Сегодня мне письма не принесли: Забыл он написать, или уехал...
Видимо, лирической героине каждый день приходили письма от ее любимого человека, а сегодня это не произошло. Размышляя о том, почему нет письма, она строит предположения, по какой причине он не написал ей: либо уехал, либо просто забыл. Обе причины дают повод говорить о том, что пылких и страстных отношений между влюбленными уже нет — влюбленный человек не забудет об объекте своей любви, и уж тем более, собираясь уехать, обязательно известит об этом. Героиня осознает это. Она смотрит в окно, за которым — весна, в заливе качаются корабли. Однако она не любуется картиной увиденного, а скорее, погруженная в размышления, отмечает все это чисто машинально. Героиня вспоминает начало их отношений:
Он был со мной еще совсем недавно. Такой влюбленный, ласковый и мой, Но это было белою зимой...
Любовные отношения, как мы видим, длились недолго — наступает весна, и героиня предчувствует скорое расставание. Она сожалеет о том, что все идет на спад, и горше становится от того, что именно весной это случается, когда все вокруг оживает и каждый человек ожидает чего-то светлого:
Теперь весна, и грусть весны отравна… Свою боль героиня описывает так: Я слышу: легкий трепетный смычок. Как от предсмертной боли, бытся, бьется, И страшно мне, что сердце разорвется, Не допишу я этих нежных строк...
Она понимает то, что отсутствие письма от любимого значит только одно — потерю интереса к ней, охлаждение чувств, и героиня начинает задумываться о том, как ей пережить разрыв.
С истинным мастерством Анна Ахматова в своих стихотворениях могла не только описать то чувство, которое волнует ее лирическую героиню в данный момент, но и выстроить повествование так, что ее небольшие стихотворения критики сравнивали с русской психологической прозой XIX века.