Поэзия Анны Ахматовой.
А.А.Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и
социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную
эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выби-
рать между свободным творчеством и жизнью.
Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему про-
должали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, по-
руганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не
смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России мо-
жет она творить, что именно в России нужна ее поэзия.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи поя-
вились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем го-
ду вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была
поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ран-
ней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му-
за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской по-
эзии был самым значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тог-
да как героиня поэзии Ахматовой была представительницей «женской» поэ-
зии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.
Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских
судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ах-
матова показала в искусстве сложную историю женского характера передо-
вой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921
году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела напи-
сать поражающие духом обновления строки:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэ-
том. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя
под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского
мира продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир
поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления
себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь
«пятым временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, по-
лучает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выра-
жении — взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва,
смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяго-
теет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным
концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады,
жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Обычно ее стихи — начало драмы, или только ее кульминация, или
еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт
русской уже не только поэзии, но и прозы:
Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля…
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии
звучат в стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и дру-
гих.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстре-
ляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасени-
ем, «последней свободой». Муза не покинула поэта, и она написала вели-
кий «Реквием».
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;
творчество было ее жизнью.
социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную
эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выби-
рать между свободным творчеством и жизнью.
Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему про-
должали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, по-
руганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не
смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России мо-
жет она творить, что именно в России нужна ее поэзия.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи поя-
вились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем го-
ду вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была
поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ран-
ней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Му-
за Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской по-
эзии был самым значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тог-
да как героиня поэзии Ахматовой была представительницей «женской» поэ-
зии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики.
Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских
судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ах-
матова показала в искусстве сложную историю женского характера передо-
вой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921
году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела напи-
сать поражающие духом обновления строки:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэ-
том. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя
под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского
мира продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир
поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления
себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь
«пятым временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, по-
лучает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выра-
жении — взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва,
смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяго-
теет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным
концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады,
жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Обычно ее стихи — начало драмы, или только ее кульминация, или
еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт
русской уже не только поэзии, но и прозы:
Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля…
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии
звучат в стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и дру-
гих.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстре-
ляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасени-
ем, «последней свободой». Муза не покинула поэта, и она написала вели-
кий «Реквием».
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;
творчество было ее жизнью.