Пушкинская тема в творчестве А.А.Ахматовой
Пушкинская тема втворчестве А.А.Ахматовой
Постучись кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
А.А.Ахматова, 1942, Ташкент.
Судьба наградила Анну Ахматову счастливымдаром. Её внешний облик — «царский профиль»- отчетливо и красиво выражал личность. НоБог одарил Ахматову не только внешнейкрасотой, а и душевной. Анна Ахматова — великий поэт и лирик!
Ранней Ахматовой не было. Перед читателемпоявился зрелый поэт с твердо избраннойпозицией. В своей поэзии Ахматова спориласо всеми своими поэтами-современниками. Испор этот оказался чрезвычайно плодовитыйдля русской поэзии.
Анна Ахматова преклонялась перед поэзиейПушкина. Для неё как Пушкин, так и его поэзиябыли идеалом. У Ахматовой был свой символ впоэзии, предначертанный путь в поэзии. Онвыражался не в статьях и речах, астихотворениях. Это было обращение кАлександру Сергеевичу Пушкину:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие или...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
В стихах утверждалась безусловность еёценностей. Видна отчетливая «ограниченность»образа.
Однажды в разговоре Анна Андреевнавысказала парадоксальную, но интереснейшуюмысль. По её мнению, известные прозаическиеотрывки Пушкина («Гости съезжались надачу», «В начале 1812 года», «Наденька»и другие) вовсе не отрывки, а законченныепроизведения. Они так изадуманы. В них Пушкин высказал все чтохотел.
Можно согласится с этим, можно спорить.Несомненно одно: это утверждение бросаетсвет на поэтику самой Ахматовой. На еёлюбовь к кратким конструкциям. На еёуверенность в том, что между рядами тесныхстроф открывается красивый мир переживанийи впечатлений. В её поэзии четко виден «скульптурный»лаконизм, противостоящий «водоворотному»началу символистской поэзии. Перед намиоткрываются обширные смысловые горизонты,окружающие слово. В стихах Ахматовойутверждается благоговение передпушкинскими высотами, перед их нетленным ивечным сиянием в небе грёз.
Анна Ахматова — яркая звезда, котораязагорелась на горизонте русской литературы,и которая своим сиянием осветила и покориламногие сердца. Пушкинские традиции втворчестве Ахматовой возвысили её донеобъятных высот совершенства.
Постучись кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
А.А.Ахматова, 1942, Ташкент.
Судьба наградила Анну Ахматову счастливымдаром. Её внешний облик — «царский профиль»- отчетливо и красиво выражал личность. НоБог одарил Ахматову не только внешнейкрасотой, а и душевной. Анна Ахматова — великий поэт и лирик!
Ранней Ахматовой не было. Перед читателемпоявился зрелый поэт с твердо избраннойпозицией. В своей поэзии Ахматова спориласо всеми своими поэтами-современниками. Испор этот оказался чрезвычайно плодовитыйдля русской поэзии.
Анна Ахматова преклонялась перед поэзиейПушкина. Для неё как Пушкин, так и его поэзиябыли идеалом. У Ахматовой был свой символ впоэзии, предначертанный путь в поэзии. Онвыражался не в статьях и речах, астихотворениях. Это было обращение кАлександру Сергеевичу Пушкину:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие или...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
В стихах утверждалась безусловность еёценностей. Видна отчетливая «ограниченность»образа.
Однажды в разговоре Анна Андреевнавысказала парадоксальную, но интереснейшуюмысль. По её мнению, известные прозаическиеотрывки Пушкина («Гости съезжались надачу», «В начале 1812 года», «Наденька»и другие) вовсе не отрывки, а законченныепроизведения. Они так изадуманы. В них Пушкин высказал все чтохотел.
Можно согласится с этим, можно спорить.Несомненно одно: это утверждение бросаетсвет на поэтику самой Ахматовой. На еёлюбовь к кратким конструкциям. На еёуверенность в том, что между рядами тесныхстроф открывается красивый мир переживанийи впечатлений. В её поэзии четко виден «скульптурный»лаконизм, противостоящий «водоворотному»началу символистской поэзии. Перед намиоткрываются обширные смысловые горизонты,окружающие слово. В стихах Ахматовойутверждается благоговение передпушкинскими высотами, перед их нетленным ивечным сиянием в небе грёз.
Анна Ахматова — яркая звезда, котораязагорелась на горизонте русской литературы,и которая своим сиянием осветила и покориламногие сердца. Пушкинские традиции втворчестве Ахматовой возвысили её донеобъятных высот совершенства.