Русские сочинения
-
Ахматова А.А.
-
Реквием
-
Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
Анна Ахматова в своей поэме «Реквием» поставила перед собой задачу создать памятник великому народному горю — и тем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, и всей стране — обездоленной и замученной сталинскими репрессиями:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанн ых слов...
Цель этого сочинения — проследить, каким образом автор развивает трагическую тему в поэме. И уже короткое четверостишие, предваряющее поэму, говорит о том, что поэтесса свое личное материнское горе (ее сын Лев Гумилев был арестован по ложному доносу и приговорен к смертной казни, но потом этот приговор заменили лагерным заключением) тесно связывает с горем общенациональным:
Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чуждых крыл, -Я была тогда с моим'народом. Там, где мой парод, к несчастью, был.
Ахматова рассказывает в разделе «Вместо предисловия» о случае, который произошел с ней тогда, когда она стояла в тюремной очереди, ожидая свидания с сыном. «Опознавшая» поэтессу женщина спросила:
— А это вы можете описать? И я сказала:
— Могу.
В главе «Посвящение» Ахматова говорит о том, что эту поэму посвящает «невольным подругам / Двух моих осатанелых лет», то есть тем обездоленным женщинам, которые стояли вместе с ней возле ворот Ленинградской тюрьмы в надежде на свидание со своими близкими. Приходили занимать очередь к тюрьме очень рано — «Подымались как к обедне ранней». Общее-состояние собравшихся поэтесса характеризует так: «Мертвых бездыханней». Надежда на что-то лучшее с каждым днем слабеет, но не покидает собравшихся: «А надежда все поет вдали».
В главе «Вступление» Ахматова детализирует начало происходящих страшных событий. Она характеризует время действия:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад...
Город в это время превратился в одну гигантскую тюрьму, слышны были гудки паровозов, увозивших по этапу «осужденных полки». Ахматова подчеркивает, что не только ленинградцы переживали этот ужас — «звезды смерти» стояли над всей страной, вся «безвинная Русь» раздавлена была «кровавыми сапогами».
Далее Ахматова рассказывает о своем личном горе, о том, как увели на рассвете ее сына, за которым она шла вслед «как на выносе». Она говорит о том, что осталась совершенно одна:
Эта женщина больна. Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Страдания матери, у которой отняли сына, безмерны. Она не верит в то, что такое вообще могло произойти с нею, что она, когда-то «царскосельская веселая грешница» будет «слезою горячею / Новогодний лед прожигать» у ворот Крестов. Героиня еще не в полной мере осознает, что все это случилось именно с ней: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает».
Семнадцать кошмарных месяцев женщина молит о возвращении сына домой, она умоляет «палачей» о помиловании, но «огромная звезда» — символ новой России «скорой гибелью грозит». Приговор для сына, это «каменное слово», состоялся, и она говорит о том, что уже давно морально была к этому готова. Однако, чтобы снова «научиться жить» после этого, необходимо «чтоб душа окаменела» и была «убита» память.
аучиться жить» после этого, необходимо «чтоб душа окаменела» и была «убита» память.
Все дальнейшее повествование говорит нам о том, что «научиться жить» вновь героине не так просто — она мечтает о смерти, призывает ее, «простую и чудную», как способ избавления от нечеловеческих мук. Но смерть не приходит, и женщина чувствует, что ее душу наполовину накрывает «безумие крылом», она в бреду видит «сына страшные глаза», вспоминает минуты свидания в тюрьме, последние слова утешения.
О том, что самая ужасная участь выпала на долю Матери в эти ужасные годы, Ахматова говорит в главе «Распятие». Мы видим, что в поэме возникает образ Марии — как символ страдания всех матерей:
Магдалина билась и рыдала. Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так взглянуть никто и не посмел.
В «Эпилоге» Ахматова подчеркивает, что она разделила судьбу многих матерей и жен:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною...
Ей бы хотелось назвать «поименно» всех тех, кто пострадал от репрессий, но такой возможности нет. Но она обещает, что никогда не забудет тех, с кем столкнулась в страшные для всех годы.
Тоска, гнев, сопереживание — эти чувства вызывает прочтение поэмы. «Реквием» написан простым, ясным языком. Поэма изобилует художественными средствами. Особенно сильны эпитеты, которые выбирает Ахматова для того, чтобы передать весь ужас насилия над страной и судьбами людей: «Русь безвинная», «тоска смертельная», «черныемаруси», «каменноеслово», «окаменелоесердце», «душа окаменела». Интересно, что Ахматова не пользуется в поэме гиперболой. И это неудивительно — страдания настолько велики, что не нуждаются в преувеличении.
Немало в поэме и метафор: «Перед этим горем гнутся горы», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». Удивительны комбинации олицетворений, аллегорий, символов. Все это вместе создает огромной мощности силу переживаний и работает так, что читатель сразу же, с первых строк поэмы, проникается той болью и трагизмом, которыми наполнен «Реквием».
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанн ых слов...
Цель этого сочинения — проследить, каким образом автор развивает трагическую тему в поэме. И уже короткое четверостишие, предваряющее поэму, говорит о том, что поэтесса свое личное материнское горе (ее сын Лев Гумилев был арестован по ложному доносу и приговорен к смертной казни, но потом этот приговор заменили лагерным заключением) тесно связывает с горем общенациональным:
Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чуждых крыл, -Я была тогда с моим'народом. Там, где мой парод, к несчастью, был.
Ахматова рассказывает в разделе «Вместо предисловия» о случае, который произошел с ней тогда, когда она стояла в тюремной очереди, ожидая свидания с сыном. «Опознавшая» поэтессу женщина спросила:
— А это вы можете описать? И я сказала:
— Могу.
В главе «Посвящение» Ахматова говорит о том, что эту поэму посвящает «невольным подругам / Двух моих осатанелых лет», то есть тем обездоленным женщинам, которые стояли вместе с ней возле ворот Ленинградской тюрьмы в надежде на свидание со своими близкими. Приходили занимать очередь к тюрьме очень рано — «Подымались как к обедне ранней». Общее-состояние собравшихся поэтесса характеризует так: «Мертвых бездыханней». Надежда на что-то лучшее с каждым днем слабеет, но не покидает собравшихся: «А надежда все поет вдали».
В главе «Вступление» Ахматова детализирует начало происходящих страшных событий. Она характеризует время действия:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад...
Город в это время превратился в одну гигантскую тюрьму, слышны были гудки паровозов, увозивших по этапу «осужденных полки». Ахматова подчеркивает, что не только ленинградцы переживали этот ужас — «звезды смерти» стояли над всей страной, вся «безвинная Русь» раздавлена была «кровавыми сапогами».
Далее Ахматова рассказывает о своем личном горе, о том, как увели на рассвете ее сына, за которым она шла вслед «как на выносе». Она говорит о том, что осталась совершенно одна:
Эта женщина больна. Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Страдания матери, у которой отняли сына, безмерны. Она не верит в то, что такое вообще могло произойти с нею, что она, когда-то «царскосельская веселая грешница» будет «слезою горячею / Новогодний лед прожигать» у ворот Крестов. Героиня еще не в полной мере осознает, что все это случилось именно с ней: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает».
Семнадцать кошмарных месяцев женщина молит о возвращении сына домой, она умоляет «палачей» о помиловании, но «огромная звезда» — символ новой России «скорой гибелью грозит». Приговор для сына, это «каменное слово», состоялся, и она говорит о том, что уже давно морально была к этому готова. Однако, чтобы снова «научиться жить» после этого, необходимо «чтоб душа окаменела» и была «убита» память.
аучиться жить» после этого, необходимо «чтоб душа окаменела» и была «убита» память.
Все дальнейшее повествование говорит нам о том, что «научиться жить» вновь героине не так просто — она мечтает о смерти, призывает ее, «простую и чудную», как способ избавления от нечеловеческих мук. Но смерть не приходит, и женщина чувствует, что ее душу наполовину накрывает «безумие крылом», она в бреду видит «сына страшные глаза», вспоминает минуты свидания в тюрьме, последние слова утешения.
О том, что самая ужасная участь выпала на долю Матери в эти ужасные годы, Ахматова говорит в главе «Распятие». Мы видим, что в поэме возникает образ Марии — как символ страдания всех матерей:
Магдалина билась и рыдала. Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так взглянуть никто и не посмел.
В «Эпилоге» Ахматова подчеркивает, что она разделила судьбу многих матерей и жен:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною...
Ей бы хотелось назвать «поименно» всех тех, кто пострадал от репрессий, но такой возможности нет. Но она обещает, что никогда не забудет тех, с кем столкнулась в страшные для всех годы.
Тоска, гнев, сопереживание — эти чувства вызывает прочтение поэмы. «Реквием» написан простым, ясным языком. Поэма изобилует художественными средствами. Особенно сильны эпитеты, которые выбирает Ахматова для того, чтобы передать весь ужас насилия над страной и судьбами людей: «Русь безвинная», «тоска смертельная», «черныемаруси», «каменноеслово», «окаменелоесердце», «душа окаменела». Интересно, что Ахматова не пользуется в поэме гиперболой. И это неудивительно — страдания настолько велики, что не нуждаются в преувеличении.
Немало в поэме и метафор: «Перед этим горем гнутся горы», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». Удивительны комбинации олицетворений, аллегорий, символов. Все это вместе создает огромной мощности силу переживаний и работает так, что читатель сразу же, с первых строк поэмы, проникается той болью и трагизмом, которыми наполнен «Реквием».