Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»
А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных
Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди
Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным
Творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали
Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником
Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого
Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так
Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России
Нужна ее поэзия:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам".
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи
Появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году
Вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была
Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а
Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока
Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым
Значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии
Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов Блока
Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в
Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,
Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю
Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова
Сумела написать поражающие духом обновления строки:
«Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано -
Отчего же нам стало светло?»
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.
Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под
Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира
Продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,
Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя
В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым
Временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает
Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -
Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной
Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической
Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического
Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной
(«Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Город сгинул", «Новогодняя баллада»). Обычно ее стихи – начало драмы, или
Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она
Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:
Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
…А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля".
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
«О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем».
Мир поэзии Ахматовой – мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в
Стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын
Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последней
Свободой». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием».
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество
Было ее жизнью.
Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди
Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным
Творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали
Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником
Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого
Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так
Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России
Нужна ее поэзия:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам".
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи
Появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году
Вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была
Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а
Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока
Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым
Значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии
Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов Блока
Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в
Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,
Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю
Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова
Сумела написать поражающие духом обновления строки:
«Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано -
Отчего же нам стало светло?»
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.
Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под
Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира
Продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,
Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя
В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым
Временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает
Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -
Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной
Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической
Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического
Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной
(«Город сгинул», «Новогодняя баллада»).
Город сгинул", «Новогодняя баллада»). Обычно ее стихи – начало драмы, или
Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она
Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:
Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
…А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля".
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
«О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем».
Мир поэзии Ахматовой – мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в
Стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын
Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последней
Свободой». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием».
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество
Было ее жизнью.