Русские сочинения - Ахматова А.А. - Реквием - ПОЭМА "РЕКВИЕМ" АННЫ АХМАТОВОЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ

ПОЭМА "РЕКВИЕМ" АННЫ АХМАТОВОЙ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ

ПОЭМА «РЕКВИЕМ» АННЫ АХМАТОВОЙ

КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ГОРЯ

( анализ языковых и художественных средств ) Неужели никому из них (новым поколениям) не суждена величайшая радость: читать, например,«Медного всадника», восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Корней Чуковский.

«Только вот поэтов, к сожалению, нету- впрочем, может,

это и не нужно»,- писал В.Маяковский. А в это время прекрасных

поэтов, которые служили искусству, а не классу, травили и

расстреливали. Видимо, не считал за истинного поэта Владимир Маяковский и Анну Андреевну Ахматову.

Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В 1921

году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за

соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к

этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын

Лев. Судьба отца повторилась в сыне. В тридцатые годы по ложному обвинению он был арестован. «В страшные годы ежовщины я

провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде»,-вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему». Жутким

ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почти двадцать лет ожидания сына.

В 1946 году выходит «знаменитое» ждановское постановление, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери

журналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары,

прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные произведения. Вполне можно согласиться с Паустовским, что «Анна

Ахматова- целая эпоха в поэзии нашей страны».

Анализировать такую сложную вещь, как поэма «Реквием»,

трудно. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно.

Сначала небольшой словарь.

Лирический герой (героиня) — образ поэта в лирике, как бы

«двойник» автора-поэта. Это способ выражения авторских чувств

и мыслей. Соотношение между лирическим героем и поэтом примерно такое, как между литературным героем и реальным человеком

(прототипом).

Сравнение- сопоставление двух предметов и явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение

состоит из двух частей, соединенных союзами так, как будто,

словно, будто и другими. Но может быть и бессоюзным, например,

у Ахматовой: " И ненужным привеском болтался возле тюрем своих

Ленинград".

Эпитет — художественное определение. Оно выражает часто

отношение автора к предмету путем выделения какого-то наиболее

важного для этого автора признака. Например, у Ахматовой «кровавые сапоги». Обычное определение (кожаные сапоги) не будет

эпитетом.

Метафора- употребление слов в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, в

чем-то сходные. У Ахматовой: «А надежда все поет вдали», «Легкие летят недели». Метафора- это как бы скрытое сравнение,

когда не называется предмет, с которым сравнивают. Например,

«желтый месяц входит в дом» — метафора. А если бы: «желтый

месяц входит», как гость (призрак и т.п.), то сравнение.

Антитеза — противопоставление: оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. "… И мне

не разобрать теперь, кто зверь, кто человек" (Ахматова).

Гипербола- преувеличение, основанное на том, что сказанное не следует понимать буквально, оно создает образ. Обратным

гиперболе будет преуменьшение (литота). Пример гиперболы: Еле в стул вмещается парень. Один кулак — четыре кило. Маяковский.

Главная мысль поэмы «Реквием»- выражение народного горя,

горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини

сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих

художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания

настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.

Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска «смертельная», шаги солдат «тяжелые»,

Русь «безвинная», «черные маруси» (арестантские машины, иначе

«черный ворон(ок)». Часто употребляется эпитет «каменный»:

«каменное слово», «окаменелое страдание» и т.д. Многие эпитеты

близки к народным: «горячая слеза», «великая река» и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеной.

Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты «красная» и

«ослепшая» по отношению к стене создают образ стены, красной

от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Сравнений в поэме немного. Но все так или иначе подчеркивают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к религиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэме

есть образ, близкий всем матерям, Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:

Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут…

И вновь народные мотивы: «И выла старуха, как раненый

зверь». «Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть». Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнями казнил

мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе

русской женщины времени варварства (17 век), которое вновь

вернулось в Россию.

Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор.

«Перед этим горем гнутся горы...». С этой метафоры начинается

поэма. Это средство позволяет добиться удивительной краткости

и выразительности. «И короткую песню разлуки паровозные пели

гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась

Русь». А вот еще: «И своей слезой горячей новогодний лед прожигать». Вспоминается Пушкин, любимый поэт Ахматовой, «лед и

пламень». Вот еще один ее мотив, очень символичный: «Но крепки

тюремные затворы, а за ними каторжные норы...» перекликается с

посланием декабристам. Есть и развернутые метафоры, представляющие целые картины:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

Мир в поэме как бы разделен на добро и зло, на палачей и

жертвы, на радость и страдания.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Здесь даже тире подчеркивает антитезу. Это средство

используется очень широко. «И в лютый холод, и в июльский

зной», «И упало каменное слово на мою еще живую грудь», «Ты

сын и ужас мой» и т.д.

В поэме много и других художественных средств: аллегорий,

символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетания

их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.

Для создания нужного эффекта Ахматова употребляет почти

все основные стихотворные размеры, а также различный ритм и

количество стоп в строках.

Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны

Ахматовой, действительно, «свободная и крылатая».