Русские сочинения
-
Астафьев В.П.
-
Людочка
-
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В.П. Астафьева "Людочка")
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора (по повести В.П. Астафьева "Людочка")
Истина – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из «писателей — деревенщиков» -В.П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомы такие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний поклон». К этой же теме можно отнести, по – моему мнению, рассказ под названием «Людочка». Со страниц небольшого по объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки.
«Людочка»… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:
Ты камнем упала.
Я умер под ним.
В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постоянно натыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим для нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все изменить. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела на вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как все, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…». Может быть, именно поэтому среди всех выделилаЛюдочку старая парикмахерша Гавриловна.
Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различали свое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева. Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. «Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя. Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.
По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает описание парка: «Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам и стыд».
срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.
… Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…». А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мне запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Мать сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя. Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит», — размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.
По-моему, рассказ «Людочка» — одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг.
ядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.
«Людочка»… Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в эпиграф:
Ты камнем упала.
Я умер под ним.
В этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец – колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки, подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная и до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас ту реальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постоянно натыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуется какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим для нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все изменить. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, но мне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела на вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать как все, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделала завивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…». Может быть, именно поэтому среди всех выделилаЛюдочку старая парикмахерша Гавриловна.
Людочку старая парикмахерша Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее, ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно много трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться. Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны: «…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различали свое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей. Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева. Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет «мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка – мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик. «Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке. Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду, бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и мукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя. Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и есть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудно осознать, воспринять.
По-моему, главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в рассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает описание парка: «Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегда тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя… телесный срам и стыд».
срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.
… Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…». А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там, где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Меня всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мне запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всеми отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз вводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Мать сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошел было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного обломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя. Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И читатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит», — размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.
По-моему, рассказ «Людочка» — одно из лучших произведений современной литературы. Именно в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Это приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том, что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает нас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг.
ядке, хаосе, безразличии, которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.