Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака
Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым есть тот, кто оценивает человека не согласно его политическим взглядам, а согласно его моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря старанию объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев — Мишеля Кретьена («Утраченные иллюзии»), Низрона («Крестьяне»). Тем не менее, главным объектом изучения творчества Бальзака являются не они, а главнейшая сила сегодняшнего времени — буржуа, те самые «ангелы денег», которые приобрели значение главной движущей силы прогресса и обычаи которых разоблачал Бальзак, разоблачал детально и не суетливо, на подобие биолога, который исследует повадки определенного подвида животных. «В коммерции месье Гранд был похож на тигра или на боа: он умел залечь, обратиться в клубок, долго присматриваться к своей добыче, а потом броситься на нее; разевая ловушку своего кошелька, он глотал очередную судьбу и снова укладывался, как удав, который переваривает пищу; все это делал он спокойно, холодно, методически».
Увеличение капитала выглядит в характере Гранд чем-то наподобие инстинкта: перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над бессознательным человеком.
Другой «рыцарь денег» — Гобсек — приобретает значение единого бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835 ). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек наказывает и поощряет, хотя он по-своему справедливый: может жестоко подвергнуть наказанию, того, кто пренебрегает благочестием и через это влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отнестись благосклонно, как, например, к белошвейке по прозвищу Огонек .
Люди уничтожили старого Бога, который руководил феодальным миром и назначал королей, и создали нового бога, Идола Денег, от лица которого правят миром Гобсек, Гранд, и выдающийся преступник, «Наполеон каторги», Жак Коллен (он же — Вотрен, он же — испанский аббат Карлос Эррера). Жак Коллен под разными именами действует в романах «Отец Горио» ( 1834-1835), «Утраченные иллюзии» ( 1837-1843), «Блеск и бедность куртизанок» ( 1838-1847), в пьесе «Вотрен». Коллен — характер титанический. Его якобы вытесали из целой скальной плиты. И результаты его деятельности тоже являются титаническими: он уничтожает вокруг себя все проявления нравственности и превращает души людей в пустыни.
Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем.». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, по которым существовало (да и, к сожалению, существует общество).
а и, к сожалению, существует общество). Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческого typos — отражение). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке.
Бальзак создавал типичные образы по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о Рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях «Евгения Гранд» и «Гобсек». Вот например описание типичного Рантье: «Практически все особи этой породы имеют на вооружении тростину или табакерку… Подобно всем особям из рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой… Его лицо бледное и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, которая и является его характерным признаком». А вот набитый испорченными консервами, никогда не топленный камин в доме миллионера-гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта обостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.
1834 — 1836 гг. Бальзак издает 12-томное собрание собственных произведений, которое получает название «Этюды об обычаях ХIХ столетия». А у 1840-1841 годах вызревает решение об обобщении всей творческой деятельности Бальзака под названием «Человеческой комедии», которую часто называют «комедией денег». Взаимоотношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются денежными отношениями, но не только они интересовали автора «Человеческой комедии», который разделил свой гигантский труд на следующие разделы: «Этюды об обычаях», «Физиологические этюды» и «Аналитические этюды».
«Этюды об обычаях» в свою очередь разделяются на «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены политической жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельской жизни». Таким образом, перед нами предстает огромная панорама всей Франции времен первоначального накопления капитала. Мы видим огромный живой организм, который постоянно движется за счет непрерывного движения его отдельных органов. Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает за счет персонажей, которые изменяются („сквозные персонажи»). Например, Люсьена Шардона мы впервые встретим в «Утраченных иллюзиях», и там он будет стараться подчинить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» мы увидим Люсьена Шардона, которого подчинил Париж и превратил в безропотное орудие дьявольского честолюбия аббата Эррери-Вотрена ( еще один сквозной персонаж ).
В романе «Отец Горио» мы впервые встречаемся с Растиньяком, добрым мальчиком, который приехал в Париж получать образование. И Париж предоставил ему образование — простой и честный мальчик превратился в богача и члена кабинета министров, онподчинил Париж, понял его законы и вызвал его на поединок.
подчинил Париж, понял его законы и вызвал его на поединок. Растиньяк победил Париж, но уничтожил себя самого. Он сознательно убил в себе мальчика из провинции, который любил работать на винограднике и мечтал получить юридическое образование, чтобы улучшить жизнь своих матери и сестры. Наивный провинциал превратился в бездушного эгоиста, так как иначе в Париже не выжить. Растиньяк прошел через разные романы «Человеческой комедии» и приобрел значение символа карьеризма и пресловутой «социальной успешности».
Максим де Трай, семья де Ресто постоянно возникают на страницах разных произведений, и в нас возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Мы читаем не собрание сочинений, мы рассматриваем панораму жизни. «Человеческая комедия» — яркий пример саморазвития произведения искусства, который никогда не уменьшает величия произведения, а наоборот — предоставляет ему силы, предоставленной от Природы. Именно таким могущественным, намного превышающим личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака.
Увеличение капитала выглядит в характере Гранд чем-то наподобие инстинкта: перед смертью он «страшным движением» хватает золотой крест священника, который склонился над бессознательным человеком.
Другой «рыцарь денег» — Гобсек — приобретает значение единого бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835 ). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек наказывает и поощряет, хотя он по-своему справедливый: может жестоко подвергнуть наказанию, того, кто пренебрегает благочестием и через это влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отнестись благосклонно, как, например, к белошвейке по прозвищу Огонек .
Люди уничтожили старого Бога, который руководил феодальным миром и назначал королей, и создали нового бога, Идола Денег, от лица которого правят миром Гобсек, Гранд, и выдающийся преступник, «Наполеон каторги», Жак Коллен (он же — Вотрен, он же — испанский аббат Карлос Эррера). Жак Коллен под разными именами действует в романах «Отец Горио» ( 1834-1835), «Утраченные иллюзии» ( 1837-1843), «Блеск и бедность куртизанок» ( 1838-1847), в пьесе «Вотрен». Коллен — характер титанический. Его якобы вытесали из целой скальной плиты. И результаты его деятельности тоже являются титаническими: он уничтожает вокруг себя все проявления нравственности и превращает души людей в пустыни.
Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем.». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, по которым существовало (да и, к сожалению, существует общество).
а и, к сожалению, существует общество). Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческого typos — отражение). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке.
Бальзак создавал типичные образы по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о Рантье», а мог заострять отдельные черты характера или создавать обостренные ситуации, как например, в повестях «Евгения Гранд» и «Гобсек». Вот например описание типичного Рантье: «Практически все особи этой породы имеют на вооружении тростину или табакерку… Подобно всем особям из рода «человек» (млекопитающие), он имеет семь клапанов на лице и, скорее всего, владеет полной костной системой… Его лицо бледное и часто имеет форму луковицы, оно не имеет характерности, которая и является его характерным признаком». А вот набитый испорченными консервами, никогда не топленный камин в доме миллионера-гобсека, безусловно, является чертой обостренной, но именно эта обостренность подчеркивает типичность, разоблачает тенденцию, которая существует в реальности, предельным выражением которой выступает Гобсек.
1834 — 1836 гг. Бальзак издает 12-томное собрание собственных произведений, которое получает название «Этюды об обычаях ХIХ столетия». А у 1840-1841 годах вызревает решение об обобщении всей творческой деятельности Бальзака под названием «Человеческой комедии», которую часто называют «комедией денег». Взаимоотношения между людьми у Бальзака преимущественно определяются денежными отношениями, но не только они интересовали автора «Человеческой комедии», который разделил свой гигантский труд на следующие разделы: «Этюды об обычаях», «Физиологические этюды» и «Аналитические этюды».
«Этюды об обычаях» в свою очередь разделяются на «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены политической жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены сельской жизни». Таким образом, перед нами предстает огромная панорама всей Франции времен первоначального накопления капитала. Мы видим огромный живой организм, который постоянно движется за счет непрерывного движения его отдельных органов. Ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины возникает за счет персонажей, которые изменяются („сквозные персонажи»). Например, Люсьена Шардона мы впервые встретим в «Утраченных иллюзиях», и там он будет стараться подчинить Париж, а в «Блеске и бедности куртизанок» мы увидим Люсьена Шардона, которого подчинил Париж и превратил в безропотное орудие дьявольского честолюбия аббата Эррери-Вотрена ( еще один сквозной персонаж ).
В романе «Отец Горио» мы впервые встречаемся с Растиньяком, добрым мальчиком, который приехал в Париж получать образование. И Париж предоставил ему образование — простой и честный мальчик превратился в богача и члена кабинета министров, онподчинил Париж, понял его законы и вызвал его на поединок.
подчинил Париж, понял его законы и вызвал его на поединок. Растиньяк победил Париж, но уничтожил себя самого. Он сознательно убил в себе мальчика из провинции, который любил работать на винограднике и мечтал получить юридическое образование, чтобы улучшить жизнь своих матери и сестры. Наивный провинциал превратился в бездушного эгоиста, так как иначе в Париже не выжить. Растиньяк прошел через разные романы «Человеческой комедии» и приобрел значение символа карьеризма и пресловутой «социальной успешности».
Максим де Трай, семья де Ресто постоянно возникают на страницах разных произведений, и в нас возникает впечатление об отсутствии точек в конце отдельных романов. Мы читаем не собрание сочинений, мы рассматриваем панораму жизни. «Человеческая комедия» — яркий пример саморазвития произведения искусства, который никогда не уменьшает величия произведения, а наоборот — предоставляет ему силы, предоставленной от Природы. Именно таким могущественным, намного превышающим личность автора, и есть гениальное творчество Бальзака.