В чем трагедия Гобсека
В чем трагедия Гобсека?
Одно из наиболее известных произведений Оноре де Бальзака — повесть «Гобсек», являющаяся неким кратким «путеводителем» по Франции 19-го века, в эпоху Империи, Реставрации и июльского правительства.
Главный герой повести — Гобсек — пожилой человек, скопивший на старости лет огромное количество денег. Живет в одиночестве, практически ни с кем не общается, из дома выходит исключительно по делу. Единственный человек, интересный Гобсеку, — молодой стряпчий Дервилль. Старик видел в нем умного собеседника, верного друга, делового товарища и просто хорошего человека. Юноша, в свою очередь, общаясь со стариком, набирался опыта, просил совета и рекомендаций. Кроме того, Дервилль частенько анализировал характер собеседника и пришел к мысли, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое и возвышенное.
Я согласен с таким мнением стряпчего. Действительно, жизненный путь и опыт научили Гобсека мыслить, анализировать и даже философствовать. Он легко с первого раза угадывал характер человека и мог предсказать его дальнейшие действия. Гобсек часто размышлял о жизни и ее смысле. Но с возрастом к нему пришли огромная страсть к деньгам и стремление владеть миром. Страсть постепенно перерастает в поклонение. Главным для героя стал принцип: «Все продается и все покупается». Его не интересует ничего, кроме денег и их количества. Духовный мир постепенно истощается и умирает задолго до физической смерти Гобсека. «деньги правят миром» — вот кредо буржуазного строя, ярым приверженцем которого был старик.
Золото съедает его душу, все святое, что было в ней. Все возвышенные чувства — жалость, сострадание — перерастают в наиболее подлые качества человеческого характера — эгоизм, циничность, жадность. Если в молодости стремлением Гобсека было познание мира, то сейчас его цель — охота за деньгами. Но, накопив их огромное количество, герой на стал счастлив. Он бесславно умирает в одиночестве вместе со всеми со своими миллионами.
Я считаю, что жизнь Гобсека — это трагедия не одного отдельно взятого человека, а целой системы. Его пример только подтвердил известное утверждение, что «не в деньгах счастье». Оноре де Бальзак показал, к чему может привести ярое поклонение монетам и возможности с их помощью владеть миром.