Родина и революция в лирике С. А. Есенина
РОДИНА И РЕВОЛЮЦИЯ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
Суровые, грозные годы! Но разве всего описать?С. ЕсенинОчень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно любил Россию, ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь. Вна-гале родина видится поэту кроткой и безмятежной.Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат.Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.Потом постепенно в его лирике нарастает драматизм: не все так просто и спокойно в окружающем мире.Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Кто-то тайный тихим светом Напоил мои глаза.Поэт очень часто обращается к родине, как к живому существу, втягивая в беседу, призывая к лучшей жизни.О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший «старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и «хороводно».Братья миряне. Вам моя песнь. Слышу в тумане я Светлую весть.А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи.Не жалейте же ушедших, Уходящих каждый час, — Там на ландышах расцветших Лучше, чем в полях у нас.Есенин переживает тяжелый период упадка, ему не пишется. Он ищет прибежища в кабаке, но постепенно талант и жизнелюбие берут свое. Поэт находит в себе силы и желание работать.Пора принятьсяМне за дело,Чтоб озорливая душаУже по-зрелому запела.И пусть иная жизнь селаМеня наполнитНовой силой.Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцатишести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий. Село Радово и деревня Криуши — часть необъятной России, здесь происходят события всероссийского значения.Скажи:Отойдут ли крестьянамБез выкупа пашни господ?Кричат нам.,Что землю не троньте,Еще не настал, мол, миг.За что же тогда на фронтеМы губили себя и других?Поэт уловил самое существенное в крестьянских разговорах: толкуют «о новых законах», о ленинском декрете, объявившем крестьян хозяевами натруженной земли. Теперь Есенин не чувствует себя чужим в шумной мужицкой толпе. Крестьяне уважают поэта:Ты — свойский, мужицкий, наш, Бахвалишься славой не очень И сердце свое не продашь, Бывал ты к нам зорким и рьяным, Себя вынимал на испод…Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает разбег, веру в новую жизнь.Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик.Ради вселенского Братства людей Радуюсь песней я Смерти твоей.Через десять лет после известного стихотворения «Русь» (1914) поэт создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике «Русь советская». Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед украдкой ходит в лес молиться осинам. Ломается старый порядок. Беседа поэта с дедом «печальная», но есть молодое поколение, созидающее новую жизнь.На стенке календарный Ленин.Здесь жизнь сестер,Сестер, а не моя, —Но все ж готов упасть я на колени,Увидев вас, любимые края.Конечно, мне и Ленин не икона,Я знаю мир…Люблю мою семью…Но отчего-то все-таки с поклономСажусь на деревенскую скамью.«Возвращение на родину» — обращение к большой и сложной теме. Драматизм переживаний не только не исчезает, но и приобретает форму горестных размышлений. Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, поэт не спешит объявить себя певцом обновленной земли. Нужно еще доказать, что он «с народом дружен»:Какого ж я рожнаОрал в стихах, что я с народом дружен:Моя поэзия здесь больше не нужнаДа и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.Постепенно деревенская лирика согревается особенным внутренним теплом, нежностью, воспоминаниями и надеждами. «Я очень люблю родину»,— не риторически восклицает поэт. Его стихи, ясные и простые, наполняются красками и образами. Поэт, как близкий друг, обращается в стихах к каждому, доходит до души и сердца. Его поэзия учит ценить данность, глубоко и искренне любить родину, несмотря на все перемены, происходящие вокруг.Цветите, юные! И здоровейте телом. У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.Но и тогда.Когда во всей планетеПройдет вражда племен,Исчезнет ложь и грусть, —Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь».
Суровые, грозные годы! Но разве всего описать?С. ЕсенинОчень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно любил Россию, ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь. Вна-гале родина видится поэту кроткой и безмятежной.Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат.Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.Потом постепенно в его лирике нарастает драматизм: не все так просто и спокойно в окружающем мире.Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Кто-то тайный тихим светом Напоил мои глаза.Поэт очень часто обращается к родине, как к живому существу, втягивая в беседу, призывая к лучшей жизни.О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный «вихрь», сметающий прогнивший «старый мир», но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания. Социализм мыслился поэтом как «мужицкий рай», где «нет податей за пашни», где живут вольготно и весело, отдыхают «блаженно», «мудро» и «хороводно».Братья миряне. Вам моя песнь. Слышу в тумане я Светлую весть.А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи.Не жалейте же ушедших, Уходящих каждый час, — Там на ландышах расцветших Лучше, чем в полях у нас.Есенин переживает тяжелый период упадка, ему не пишется. Он ищет прибежища в кабаке, но постепенно талант и жизнелюбие берут свое. Поэт находит в себе силы и желание работать.Пора принятьсяМне за дело,Чтоб озорливая душаУже по-зрелому запела.И пусть иная жизнь селаМеня наполнитНовой силой.Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцатишести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий. Село Радово и деревня Криуши — часть необъятной России, здесь происходят события всероссийского значения.Скажи:Отойдут ли крестьянамБез выкупа пашни господ?Кричат нам.,Что землю не троньте,Еще не настал, мол, миг.За что же тогда на фронтеМы губили себя и других?Поэт уловил самое существенное в крестьянских разговорах: толкуют «о новых законах», о ленинском декрете, объявившем крестьян хозяевами натруженной земли. Теперь Есенин не чувствует себя чужим в шумной мужицкой толпе. Крестьяне уважают поэта:Ты — свойский, мужицкий, наш, Бахвалишься славой не очень И сердце свое не продашь, Бывал ты к нам зорким и рьяным, Себя вынимал на испод…Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает разбег, веру в новую жизнь.Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина, Я — большевик.Ради вселенского Братства людей Радуюсь песней я Смерти твоей.Через десять лет после известного стихотворения «Русь» (1914) поэт создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике «Русь советская». Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед украдкой ходит в лес молиться осинам. Ломается старый порядок. Беседа поэта с дедом «печальная», но есть молодое поколение, созидающее новую жизнь.На стенке календарный Ленин.Здесь жизнь сестер,Сестер, а не моя, —Но все ж готов упасть я на колени,Увидев вас, любимые края.Конечно, мне и Ленин не икона,Я знаю мир…Люблю мою семью…Но отчего-то все-таки с поклономСажусь на деревенскую скамью.«Возвращение на родину» — обращение к большой и сложной теме. Драматизм переживаний не только не исчезает, но и приобретает форму горестных размышлений. Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, поэт не спешит объявить себя певцом обновленной земли. Нужно еще доказать, что он «с народом дружен»:Какого ж я рожнаОрал в стихах, что я с народом дружен:Моя поэзия здесь больше не нужнаДа и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.Постепенно деревенская лирика согревается особенным внутренним теплом, нежностью, воспоминаниями и надеждами. «Я очень люблю родину»,— не риторически восклицает поэт. Его стихи, ясные и простые, наполняются красками и образами. Поэт, как близкий друг, обращается в стихах к каждому, доходит до души и сердца. Его поэзия учит ценить данность, глубоко и искренне любить родину, несмотря на все перемены, происходящие вокруг.Цветите, юные! И здоровейте телом. У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.Но и тогда.Когда во всей планетеПройдет вражда племен,Исчезнет ложь и грусть, —Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь».