Русские сочинения - Батюшков К.Н. - Разное - Тема природы в поэзии С. А. Есенина

Тема природы в поэзии С. А. Есенина

ТЕМА ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА

Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение.В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живет и Дышит своей неповторимой и волшебной прелестью.Там, где капустные грядкиКрасной водой поливает восход,Клененочек маленький матке ^Зеленое вымя сосетТакому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия.Сохнет стаявшая глина, На сугоръях гниль опенок. Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок.Пахнет вербой и смолою.Синь то дремлет, то вздыхает.У лесного аналояВоробей псалтырь читает.Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины природы.В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок.Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей.Но со временем появляются проблемы, жизнь показывает поэту и обратную сторону. Беззаботная юность канула в Лету. На смену яркому и безмятежному пейзажу приходят картины раннего увядания. Поэт любит сравнивать зрелость человека с осенней порой года. Еще не поблекли краски, они даже стали ярче: багряные, золотые, оранжевые, но это последняя вспышка перед долгой зимой — старостью. Есенин очень часто применяет эту метафору в своих стихах.Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагипоэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам: Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?