Русские сочинения - Батюшков К.Н. - Разное - В. А. ЖУКОВСКИЙ И К. Н. БАТЮШКОВ - ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ.

В. А. ЖУКОВСКИЙ И К. Н. БАТЮШКОВ - ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ.

В. А. ЖУКОВСКИЙ И К. Н.БАТЮШКОВ — ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОЭТЫ-РОМАНТИКИ.
Русский романтизм принято делить нанесколько периодов: начальный (1801-1815),зрелый (1815-1825) и период последекабристскогоразвития. Однако по отношению к начальномупериоду условность этой схемы бросается вглаза. Ибо заря русского романтизма связанас именами Жуковского и Батюшкова, поэтов,чье творчество и мироощущение трудноставить рядом и сравнивать в рамках одногопериода, настолько различны их цели,устремления, темпераменты. В стихах обоихпоэтов еще ощущается властное влияниепрошлого — эпохи сентиментализма, но еслиЖуковский еще глубоко укоренен в ней, тоБатюшков гораздо ближе к новым веяниям.Белинский справедливо отмечал, что длятворчества Жуковского характерны “жалобына несвершенные надежды, которым не былоимени, грусть по утраченном счастии,которое Бог знает в чем состояло”.Действительно, в лице Жуковского романтизмделал еще свои первые робкие шаги, отдаваядань сентиментальной и меланхолическойтоске, смутным, едва уловимым сердечнымтомлениям, одним словом, тому сложномукомплексу чувств, который в русской критикеполучил название “романтизм средних веков”. Совсем иная атмосфера царит в поэзииБатюшкова: радость бытия, откровеннаячувственность, гимн наслаждению. Пластичностьи изящная определен­ность формы сближаетего с классической литературой античности.
Жуковского по праву считают яркимпредставителем русского эстетическогогуманизма. Чуждый сильным страстям,благодуш­ный и кроткий Жуковский находилсяпод заметным влиянием идей Руссо и немецкихромантиков. Вслед за ними он придавалбольшое значение эстетической стороне врелигии, морали, общест­венных отношениях.Искусство приобретало у Жуковского религи­озныйсмысл, он стремился увидеть в искусстве “откровение”выс­ших истин, оно было для него “священным”.Для немецких роман­тиков характерноотождествление поэзии и религии. То жесамое мы находим и у Жуковского, которыйписал: “Поэзия есть Бог в святых мечтахземли”. В немецком романтизме ему особенноблиз­ким было тяготение ко всемузапредельному, к “ночной стороне души”, к“невыразимому” в природе и человеке.Природа в поэзии Жуковского окруженатайной, его пейзажи призрачны и почти не­реальны,словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душаЖуковского как будто сладко замирает напороге “оного таинственного света”. Поэт,по меткому выражению Белинского, “любит иголубит свое страдание”, однако страданиеэто не уязвляет его сердце жестоки­миранами, ибо даже в тоске и печали еговнутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому,когда в послании к Батюшкову, “сыну неги ивеселья”, он называет поэта-эпикурейца “роднымпо Музе”, то трудно поверить в это родство.Скорее мы поверим добродетельномуЖуковскому, который дружески советуетпевцу земных наслажде­ний: “Отвергнисладострастья погибельны мечты!”

Батюшков — фигура во всем противоположнаяЖуковскому. Это был человек сильныхстрастей, а его творческая жизнь оборва­ласьна 35 лет раньше его физическогосуществования: совсем мо­лодым человекомон погрузился в пучину безумия. Он с одинако­войсилой и страстью отдавался как радостям,так и печалям: в жизни, как и в еепоэтическом осмыслении, ему — в отличие отЖуковского — была чужда “золотая середина”.Хотя его поэзии также свойственнывосхваления чистой дружбы, отрады “смирен­ногоуголка”, но его идиллия отнюдь не скромна ине тиха, ибо Ба­тюшков не мыслит ее безтомной неги страстных наслаждений иопьянения жизнью. Временами поэт такувлечен чувственными ра­достями, что готовбезоглядно отринуть гнетущую мудростьнауки:

Ужели в истинах печальных
Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,
Сидящих в платьях погребальных
Между обломков и гробов,
Найдем мы жизни нашей сладость?
От них, я вижу, радость
Летит, как бабочка от терновых кустов.
Для них нет прелести и в прелестях природы,
Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;
Для них, как для слепцов,
Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах.Лишь в конце его творческой жизни, когда онстал обнаруживать признаки душевногонедуга, под диктовку было записано одно изего последних стихотво­рений, в которомотчетливо звучат мотивы тщеты земногобытия:

Ты помнишь, что изрек,
Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом родился человек,
Рабом в могилу ляжет,
И смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной чудной слез,
Страдал, рыдал, терпел, исчез.