Каин - характеристика литературного героя
КАИН (англ. Cain) — герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» (1821). В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя — богоборца, революционера духа, восставшего против божества. Как и Манфред, К. «ранен истиной суровой, что Древо Знания — не Древо Жизни». Он упрекает Бога в том, что тот не даровал людям бессмертия, а своих родителей, Адама и Еву, — в том, что, сорвав плод с древа знания, они не сорвали плода с древа жизни. Услышав стенания К., к нему является скорбный дух Люцифер. Он приходит к единственному из людей, кто, подобно ему, восстал против Бога и доказал, что творимое им зло не есть добро. К. жаждет запретного знания, хотя и отказывается преклонить колени перед духом тьмы. Вместе с К. Люцифер совершает полет над бездной, показывает ему прекрасные миры и бессмерт ные светила, открывает ему тайну существования и тайну смерти. Люцифер утверждает, что, имея один плод — знание, необходимо стремиться к другому — бессмертию. И на вопрос Каина: «Но как?» — отвечает: «Сопротивляясь. Угасить/ Ничто не может духа, если хочет/ Дух быть самим собой и средоточьем/ Всего, что окружает дух…» (перевод И.Бунина). Прозревший К. возвращается на землю, унося с собой завет Люцифера: «Терпи и мысли — созидай в себе // Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть. // Сломи в себе земное естество // И приобщись духовному началу!» Таким образом, К.— типично романтический герой, воплощение всевластия человеческого духа («…чувствую, что в мире ничтожен я, меж тем как мысль моя сильна, как Бог»). Бесплодны увещевания Ады, призывающей К. перестать оплакивать потерянный Эдем. К. утверждает, что лучше умереть, чем жить в мучениях и завещать их детям. Поэтому он восстает против Бога, который принимает кровавую жертву Авеля, но не хочет принять его плодов. В пылу борьбы, желая низвергнуть жертвенник Авеля, он поражает брата головней в висок. «Каин… убивает Авеля в припадке неудовольствия политикой рая, приведшей к изгнанию из него всех (то есть первых людей), и отчасти (как это написано в Книге бытия) потому, что жертвоприношение Авеля было более угодно божеству»,— писал Байрон в письме Т.Муру. Человек, страстно ненавидящий смерть, К. первым приносит ее в мир. Бунт во имя человека оборачивается насилием. Ева проклинает сына-братоубийцу, ангел клеймит его печатью отверженного. Каин и Ада с детьми уходят в изгнание. Но главное наказание К.— его вечное сомнение. В 1920 г. мистерия Байрона «Каин» была поставлена К.С.Станиславским в Московском Художественном театре; главную роль сыграл Л.М.Леонидов.
Лит.: Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1827. Л.; М., 1961; Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974; Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.
Лит.: Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1827. Л.; М., 1961; Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974; Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.