Русские сочинения
-
Блок А.А.
-
Двенадцать
-
" Раздается мерный шаг... " . Анализ поэмы А . А . Блока " Двенадцать "
" Раздается мерный шаг... " . Анализ поэмы А . А . Блока " Двенадцать "
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель…
Ф. И. Тютчев
Поэма «Двенадцать» Александра Блока (1880-1821 гг.) была написана в январе 1918 года одновременно со «Скифами» и
статьей «Интеллигенция и революция», в которой он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте
Революцию». Блок в это время искренне верил в «великие цели» революции, в то, что она призвана «переделать все».
«Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной жизнью».
Задолго до революции поэт предчувствовал ее, пророчил в своих стихах, писал о том, «как зреет в сердце гнев», а
«зрелость гнева есть мятеж». И он наблюдал этот мятеж еще в революции 1905 года и предвидел в грядущем бунт
«бессмысленный и беспощадный»: «Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, заодно смотрит в глаза другой,
может быть, более страшной».
И эту «страшную» революцию с «красным петухом!»: (поджогами помещичьих усадеб), с насилием, грабежами, самосудами
принимает Блок и освящает именем Христа.
Блок воспринимает революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления.
Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной
лаве, вырвалась из недр земли, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы
символически в виде ветра, метели, бури, сметающей ненавистные поэту плакатные фигуры «страшногомира „буржуазной
пошлости“:
»У буржуа — почва под ногами определенная, как у свиньи -навоз: семья, капитал, служебное положение, чин, бог на
иконе, царь на троне. Вытащи это — и все полетит вверх тормашками".
Гибнущий мир — это «барыня в. каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития» (писатель), которым неуютно под
ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России,
их России, символом которой является безродный пес.
Разыгралась метель — разыгралась и стихия народная, которая, как и космическая («черный вечер, белый снег»), окрашена
в два контрастных цвета:«черная злоба» и «святая злоба». Ведь революция не только разрушает старый мир, но и
пробуждает низы (собрание в публичном доме). Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее
смысл: несет ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию к созиданию. Эту проблему Блок решает чисто
художественными средствами.
Действие поэмы развивается в двух планах: космическом и земном.
Космический план: «Ветер, ветер — на всем божьем свете»; но тот же ветер и на улицах Петрограда:«Ветер, ветер! На
ногах не стоит человек». С одной стороны, «Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем», с другой стороны — «Ты
лети, буржуй, воробышком, Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку».
Сущность революции Блок показал через один эпизод, который символичен. Петька с товарищами из красногвардейского
патруля, намереваясь расправиться с Ванькой ('был Ванька наш, а стал солдат", да еще отбил Катьку у Петрухи), нечаянно
убили Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, под влиянием стихийных чувств: любви, ревности, «черной злобы»,
ненависти к буржуям. Красногвардейцы находятся во власти этих стихий. Революция дала выход своеволию, возможности
сводить личные счеты:
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
или:
Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа…
Оказывается, и раньше происходило подобное, события как бы повторяются и становятся символичными.
Нечаянное убийство Катьки продиктовано стихийной ревностью оправдывается классовой ненавистью — ведь Катька перешла во
враждебный лагерь, к буржуям:
В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала…
Следовательно, виноваты буржуи, поэтому, по логике красногвардейцев, нужно отомстить всем буржуям — и возникают
стихийные грабежи, расправы («гуляет нынче голытьба»):
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком!.
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Двенадцать красногвардейцев (патруль, призванный навести революционный порядок) сами неуправляемы, подвержены
непредсказуемым чувствам и поступкам. Да и внешне они напоминают уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз…
это с одной стороны, а с другой —
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить —
Это наши ребята, одетые в рваные пальтишки, готовы жизнь отдать за пока неясные им самим цели революции — но полны
решимости раздуть «мировой пожар».
Об этих великих целях они напоминают Петрухе, который никак не может оправиться от своего горя после убийства Катысн.
(«А у бедного убийцы не видать совсем лица».) И тогда товарищи напоминают ему о революционном долге:
– Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха осознает свой долг, его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение,
которое постепенно приобретает направление и цель, что и передается организованным в ритме марша стихом. Если ритм первых
глав хаотичен, неорганизован, в нем как бы отражается стихия («Разыгралась чтой-то вьюга Ой, вьюга, ой, вьюга»),
используются народные ритмы частушки, заплачки, городского романса, то в XI главе — организованный ритм:
В о´чи бье´тся
Кра´сный фла´г (двухстопный хорей)
Раздается
Мерный щаг.
Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально организованную волю:
Вдаль идут державным шагом… (/-/-/-/)
(четырехстопный хорей)
Однако и в последней, XII главе ветер, вьюга, тьма, беспокойство и страх, «нарастание которого выражено девятикратным
окриком на призрак и выстрелами» (религ. философ Флоренский). Старый мир в образе пса «жесткошерстого»,
«голодного», «безродного», «нищего», «шелудивого», «холодного» и, наконец,«голодного волка» не отстает от
красногвардейцев, он прочно поселился в их душах.
А кто же впереди?«Кто там машет красным флагом?» Имя названо только в конце XII главы, после долгого ожидания рифмы
к словам пес — роз. Это Исус Христос.
Это он идет впереди 12 красногвардейцев (именно из 12 человек состоял красногвардейский патруль) — апостолов революции.
Он, недоступный взору и пулям, в их душах как символ страданий за людей, символ святости («в белом венчике из роз»),
символ того, что «последние станут первыми».
Образ Христа оправдан и художественно. Нужна была символическая фигура, которая связывает космос и человека, находясь
одновременно и на небе и в душе каждого человека. Христос как бы замыкает поэму, связывая макромир с.микромиром.
Превращение черной стихии в одухотворенную гармонию и составляет то, что Блок называл музыкой («Слушайте музыку
революции!»).
Александр Блок услышал гул эпохи, всецело отдался стихии революции и, используя ритмы эпохи, политическую лексику, язык
улицы, народный говор, воссоздал «всегда короткую революционную пору, когда проносящийся революционный циклон
производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства»
«Сегодня я — гений», — так оценил Блок свой труд.
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель…
Ф. И. Тютчев
Поэма «Двенадцать» Александра Блока (1880-1821 гг.) была написана в январе 1918 года одновременно со «Скифами» и
статьей «Интеллигенция и революция», в которой он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте
Революцию». Блок в это время искренне верил в «великие цели» революции, в то, что она призвана «переделать все».
«Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной жизнью».
Задолго до революции поэт предчувствовал ее, пророчил в своих стихах, писал о том, «как зреет в сердце гнев», а
«зрелость гнева есть мятеж». И он наблюдал этот мятеж еще в революции 1905 года и предвидел в грядущем бунт
«бессмысленный и беспощадный»: «Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, заодно смотрит в глаза другой,
может быть, более страшной».
И эту «страшную» революцию с «красным петухом!»: (поджогами помещичьих усадеб), с насилием, грабежами, самосудами
принимает Блок и освящает именем Христа.
Блок воспринимает революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления.
Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной
лаве, вырвалась из недр земли, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы
символически в виде ветра, метели, бури, сметающей ненавистные поэту плакатные фигуры «страшногомира „буржуазной
пошлости“:
»У буржуа — почва под ногами определенная, как у свиньи -навоз: семья, капитал, служебное положение, чин, бог на
иконе, царь на троне. Вытащи это — и все полетит вверх тормашками".
Гибнущий мир — это «барыня в. каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития» (писатель), которым неуютно под
ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России,
их России, символом которой является безродный пес.
Разыгралась метель — разыгралась и стихия народная, которая, как и космическая («черный вечер, белый снег»), окрашена
в два контрастных цвета:«черная злоба» и «святая злоба». Ведь революция не только разрушает старый мир, но и
пробуждает низы (собрание в публичном доме). Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее
смысл: несет ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию к созиданию. Эту проблему Блок решает чисто
художественными средствами.
Действие поэмы развивается в двух планах: космическом и земном.
Космический план: «Ветер, ветер — на всем божьем свете»; но тот же ветер и на улицах Петрограда:«Ветер, ветер! На
ногах не стоит человек». С одной стороны, «Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем», с другой стороны — «Ты
лети, буржуй, воробышком, Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку».
Сущность революции Блок показал через один эпизод, который символичен. Петька с товарищами из красногвардейского
патруля, намереваясь расправиться с Ванькой ('был Ванька наш, а стал солдат", да еще отбил Катьку у Петрухи), нечаянно
убили Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, под влиянием стихийных чувств: любви, ревности, «черной злобы»,
ненависти к буржуям. Красногвардейцы находятся во власти этих стихий. Революция дала выход своеволию, возможности
сводить личные счеты:
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
или:
Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа…
Оказывается, и раньше происходило подобное, события как бы повторяются и становятся символичными.
Нечаянное убийство Катьки продиктовано стихийной ревностью оправдывается классовой ненавистью — ведь Катька перешла во
враждебный лагерь, к буржуям:
В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала…
Следовательно, виноваты буржуи, поэтому, по логике красногвардейцев, нужно отомстить всем буржуям — и возникают
стихийные грабежи, расправы («гуляет нынче голытьба»):
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком!.
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Двенадцать красногвардейцев (патруль, призванный навести революционный порядок) сами неуправляемы, подвержены
непредсказуемым чувствам и поступкам. Да и внешне они напоминают уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз…
это с одной стороны, а с другой —
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить —
Это наши ребята, одетые в рваные пальтишки, готовы жизнь отдать за пока неясные им самим цели революции — но полны
решимости раздуть «мировой пожар».
Об этих великих целях они напоминают Петрухе, который никак не может оправиться от своего горя после убийства Катысн.
(«А у бедного убийцы не видать совсем лица».) И тогда товарищи напоминают ему о революционном долге:
– Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха осознает свой долг, его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение,
которое постепенно приобретает направление и цель, что и передается организованным в ритме марша стихом. Если ритм первых
глав хаотичен, неорганизован, в нем как бы отражается стихия («Разыгралась чтой-то вьюга Ой, вьюга, ой, вьюга»),
используются народные ритмы частушки, заплачки, городского романса, то в XI главе — организованный ритм:
В о´чи бье´тся
Кра´сный фла´г (двухстопный хорей)
Раздается
Мерный щаг.
Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально организованную волю:
Вдаль идут державным шагом… (/-/-/-/)
(четырехстопный хорей)
Однако и в последней, XII главе ветер, вьюга, тьма, беспокойство и страх, «нарастание которого выражено девятикратным
окриком на призрак и выстрелами» (религ. философ Флоренский). Старый мир в образе пса «жесткошерстого»,
«голодного», «безродного», «нищего», «шелудивого», «холодного» и, наконец,«голодного волка» не отстает от
красногвардейцев, он прочно поселился в их душах.
А кто же впереди?«Кто там машет красным флагом?» Имя названо только в конце XII главы, после долгого ожидания рифмы
к словам пес — роз. Это Исус Христос.
Это он идет впереди 12 красногвардейцев (именно из 12 человек состоял красногвардейский патруль) — апостолов революции.
Он, недоступный взору и пулям, в их душах как символ страданий за людей, символ святости («в белом венчике из роз»),
символ того, что «последние станут первыми».
Образ Христа оправдан и художественно. Нужна была символическая фигура, которая связывает космос и человека, находясь
одновременно и на небе и в душе каждого человека. Христос как бы замыкает поэму, связывая макромир с.микромиром.
Превращение черной стихии в одухотворенную гармонию и составляет то, что Блок называл музыкой («Слушайте музыку
революции!»).
Александр Блок услышал гул эпохи, всецело отдался стихии революции и, используя ритмы эпохи, политическую лексику, язык
улицы, народный говор, воссоздал «всегда короткую революционную пору, когда проносящийся революционный циклон
производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства»
«Сегодня я — гений», — так оценил Блок свой труд.