Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» была напечатана поэма «Двенадцать» А. Блока.
Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму.
В день первой годовщины Октября на кумачовых полотнищах читали:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
Поэма начинается любимым образом Блока — изображением метели, символизирующей земную любовь. Вьюга становится равнозначной революционной буре. С ней связан ветер, который «косит» одиноких прохожих. В свисте его Блок слышит музыку революции.
В контрасте с белой метелью Блок изображает черное: старый мир рушится в черную бездну, черное небо раскинулось над головой бродяги:
Черное, черно небо…
Старый мир обречен. Он порождает только черную злобу:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Сатирические образы «старого мира» смешны: барыня «в каракуле», трусливый «вития», говорящий «вполголоса», старушка, похожая на курицу. Жалок символический образ голодного пса, который влачит бездомное существование.
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Сливаются с ветром красногвардейцы: стихия сразу теряет враждебность. Этих людей объединяет борьба за свободу, поэтому они шагают бодро, слаженно.
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…
Говорят о разном. Вспоминают покинувшего их Ваньку. Объединяет этих людей единая цель:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Изменивший общему делу Ванька появляется в обнимку с «толстоморденькой» Катькой.
В революции он увидел возможность разбогатеть, кататься на лихачах. Он едет «с електрическим фонариком на оглобельках». Катьке подавай «шоколад Миньон». Она отдала Ваньке свою любовь, не разглядев прекрасного красногвардейца Петруху, у которого начался из-за этого «пожар в крови». Убив Катьку, не оценившую его страстного человеческого чувства, он мстит за нее старому миру. Страшно то, что винтовка, призванная защищать революцию, становится орудием убийства.
Товарищи сочувствуют Петрухе, успокаивают его:
Потяжеле будет бремя,
Нам, товарищ дорогой!
Красногвардейцы охраняют революционный город. «Паршивый пес», старый мир, тащится за ними, подстерегая таких, как Ванька.
Двенадцать бунтарей Блока сильны, полны поэтической силы:
— Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Они делают попытку заявить права на свободу, на счастье.
В конце поэмы вся Земля становится местом действия.
«Вдаль идут державным шагом», — пишет поэт о красногвардейцах. Изображая этих людей, Блок говорит о необратимости начатого пути, о непобедимости революции.
В XII главе появляется образ Христа. Он предстает перед нами «в белом венчике из роз». С содержанием произведения Иисус Христос логически не связан. «Кровавый флаг» не принадлежит Христу, так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и».
так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и». Запятая после слова «флаг» стоит не случайно. В начале XII главы мы видим, что «это — ветер с красным флагом разыгрался впереди». Если бы смысл заключался в том, что Христос несет кровавое знамя, то это бы звучало оправдаем насилия. Библейский же Иисус насилие терпит, но не оправдывает его. Блоковский образ — это олицетворение мечты о справедливости и счастливом обществе. Поэтому Христос «в белом венчике из роз» (не в терновом венце!) «и от пули невредим» (мечту нельзя убить!).
Чувствуется вера А. Блока в разум и душу человека. Еще нескоро «настанет день», он ведь даже «невидим», но в том, что это будет, поэт уверен. Кровь, пролитая в революции, представляет собой зло на пути человечества к справедливой и счастливой жизни.
Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму.
В день первой годовщины Октября на кумачовых полотнищах читали:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
Поэма начинается любимым образом Блока — изображением метели, символизирующей земную любовь. Вьюга становится равнозначной революционной буре. С ней связан ветер, который «косит» одиноких прохожих. В свисте его Блок слышит музыку революции.
В контрасте с белой метелью Блок изображает черное: старый мир рушится в черную бездну, черное небо раскинулось над головой бродяги:
Черное, черно небо…
Старый мир обречен. Он порождает только черную злобу:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Сатирические образы «старого мира» смешны: барыня «в каракуле», трусливый «вития», говорящий «вполголоса», старушка, похожая на курицу. Жалок символический образ голодного пса, который влачит бездомное существование.
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Сливаются с ветром красногвардейцы: стихия сразу теряет враждебность. Этих людей объединяет борьба за свободу, поэтому они шагают бодро, слаженно.
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…
Говорят о разном. Вспоминают покинувшего их Ваньку. Объединяет этих людей единая цель:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Изменивший общему делу Ванька появляется в обнимку с «толстоморденькой» Катькой.
В революции он увидел возможность разбогатеть, кататься на лихачах. Он едет «с електрическим фонариком на оглобельках». Катьке подавай «шоколад Миньон». Она отдала Ваньке свою любовь, не разглядев прекрасного красногвардейца Петруху, у которого начался из-за этого «пожар в крови». Убив Катьку, не оценившую его страстного человеческого чувства, он мстит за нее старому миру. Страшно то, что винтовка, призванная защищать революцию, становится орудием убийства.
Товарищи сочувствуют Петрухе, успокаивают его:
Потяжеле будет бремя,
Нам, товарищ дорогой!
Красногвардейцы охраняют революционный город. «Паршивый пес», старый мир, тащится за ними, подстерегая таких, как Ванька.
Двенадцать бунтарей Блока сильны, полны поэтической силы:
— Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Они делают попытку заявить права на свободу, на счастье.
В конце поэмы вся Земля становится местом действия.
«Вдаль идут державным шагом», — пишет поэт о красногвардейцах. Изображая этих людей, Блок говорит о необратимости начатого пути, о непобедимости революции.
В XII главе появляется образ Христа. Он предстает перед нами «в белом венчике из роз». С содержанием произведения Иисус Христос логически не связан. «Кровавый флаг» не принадлежит Христу, так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и».
так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и». Запятая после слова «флаг» стоит не случайно. В начале XII главы мы видим, что «это — ветер с красным флагом разыгрался впереди». Если бы смысл заключался в том, что Христос несет кровавое знамя, то это бы звучало оправдаем насилия. Библейский же Иисус насилие терпит, но не оправдывает его. Блоковский образ — это олицетворение мечты о справедливости и счастливом обществе. Поэтому Христос «в белом венчике из роз» (не в терновом венце!) «и от пули невредим» (мечту нельзя убить!).
Чувствуется вера А. Блока в разум и душу человека. Еще нескоро «настанет день», он ведь даже «невидим», но в том, что это будет, поэт уверен. Кровь, пролитая в революции, представляет собой зло на пути человечества к справедливой и счастливой жизни.