Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный “блоковский” оттенок “жизни в безжизненном”. Блок наделял способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению. Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки — числа, цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”.
С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий:
Черный вечер.
Белый снег…
Черное, черное небо…
Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек…
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый — монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:
Впереди — с кровавым флагом,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: “трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” — все это музыка революции, атональная и неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” — это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”. Далее читатель узнает имена двух из двенадцати:
Стой, стой!
Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают в последней строке: “Впереди — Иисус Христос”. Двенадцать красногвардейцев — это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них — новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. “Верую, ибо абсурдно”, — говорил Тертуллиан. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, — вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока “Двенадцать”.
В “Повести о Великом Инквизиторе” — одной из глав романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” — описано, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.
С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий:
Черный вечер.
Белый снег…
Черное, черное небо…
Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек…
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый — монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:
Впереди — с кровавым флагом,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: “трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” — все это музыка революции, атональная и неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” — это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
… И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”. Далее читатель узнает имена двух из двенадцати:
Стой, стой!
Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают в последней строке: “Впереди — Иисус Христос”. Двенадцать красногвардейцев — это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них — новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. “Верую, ибо абсурдно”, — говорил Тертуллиан. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, — вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока “Двенадцать”.
В “Повести о Великом Инквизиторе” — одной из глав романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” — описано, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.