Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая многозначность. Это позволяло поэту создать свой неповторимый художественный мир, отображение действительности в которой могло по-разному трактоваться читателем. Вячеслав Иванов — один из представителей школы младших символистов, к которым принадлежал и А. Блок, сказал о символе следующее: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении...» Именно этим правилом и руководствовался Блок на протяжении всего своего творчества, создав к 1918 году немалое количество образов-символов, которые стройным рядом вошли в поэму «Двенадцать», которая вышла под лозунгом поэта: «Слушайте революцию!» С помощью каких же символов Блок передаёт идейное содержание поэмы?
Во-первых, саму революцию поэт запечатлевает в образах ветра, снега, вьюг, которые властвуют «на всём божьем свете». «Ветер» так силён, что «на полях не стоит человек», он «завивает «белый снежок», «рвёт, мнёт и носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». В десятой части «разыгралась что-то вьюга… Не видать совсем друг друга...» «Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Таковы образы природной стихии в поэме, которые ярко выделяют позицию автора по отношению к революции. Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убеждает, что она возникает из «чёрной злобы», переходящей в «светлую», охватывающую красноармейцев. Они идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, а это значит, что их увлекает за собой стихия, раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе в сцене убийства Катьки, например, или «гульбы голытьбы».
Вторым очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. У Блока к моменту написания «Двенадцати» образ «возлюбленной» меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и становится приземлённой, даже падшей. Но и в этом её состоянии Блок усматривает некую «тайну», которая возвышает героиню, придаёт ей черты идеальности, несмотря ни на что.
Такой синтезированный женский образ и представлен в поэме образом Катьки, падшей возлюбленной Петрухи, и символом венца из белых роз на голове Христа. Катька умирает, и это, по мысли поэта, — символ отмирания всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления, стремления к нравственной чистоте и идеальности, воплощённых в «венце», эти идеалы непреходящи.
Важнейшим для понимания поэмы является образ Христа, появляющегося в финале. Иисус Христос — это символ гармонии в понимании Блока. Гармония — вот что должно быть результатом стихийного разрушения «старого» мира.
результатом стихийного разрушения «старого» мира. Поэт считал, что последнее неизбежно приводит к исчезновению всего накопленного опыта человечества и что мир начинает создаваться как бы заново. Но для того чтобы начался процесс созидания, необходим идеал. И идеал этот Блок увидел именно в образе Иисуса Христа, олицетворяющего собой высшую нравственность, чистоту, совесть, милосердие, любовь -одним словом, всё то, что необходимо новому обществу, чтобы достичь гармонии в своём развитии.
Своеобразным символом гармонии являются и двенадцать «апостолов» — красноармейцев. По сути своей это разбойники, вышедшие из тюрьмы, которые:
… Идут без племени святого… Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Но всё-таки они идут за Христом, пусть бессознательно, не замечая его, даже стреляя в него. Поэт подводит нас к мысли о том, что человек не может существовать без идеала и где-то внутри есть у каждого желание следовать за ним.
Таким образом, остаётся сделать вывод о том, что роль символов в поэме «Двенадцать» огромна. Во-первых, это произведение является своеобразным итогом творчества Блока, после написания которого он воскликнул: «Сегодня я — гений». Оно вобрало все символические образы, разработанные поэтом ранее. Во-вторых, символы настолько многоплановы и интересны, что придают поэме предельную выразительность, смысловую насыщенность и необычность. И, наконец, в-третьих, они помогают автору передать идейное содержание поэмы, раскрыть характеры главных героев и выразить своё представление о революционной действительности и о будущем своей страны.
Во-первых, саму революцию поэт запечатлевает в образах ветра, снега, вьюг, которые властвуют «на всём божьем свете». «Ветер» так силён, что «на полях не стоит человек», он «завивает «белый снежок», «рвёт, мнёт и носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». В десятой части «разыгралась что-то вьюга… Не видать совсем друг друга...» «Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Таковы образы природной стихии в поэме, которые ярко выделяют позицию автора по отношению к революции. Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убеждает, что она возникает из «чёрной злобы», переходящей в «светлую», охватывающую красноармейцев. Они идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, а это значит, что их увлекает за собой стихия, раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе в сцене убийства Катьки, например, или «гульбы голытьбы».
Вторым очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. У Блока к моменту написания «Двенадцати» образ «возлюбленной» меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и становится приземлённой, даже падшей. Но и в этом её состоянии Блок усматривает некую «тайну», которая возвышает героиню, придаёт ей черты идеальности, несмотря ни на что.
Такой синтезированный женский образ и представлен в поэме образом Катьки, падшей возлюбленной Петрухи, и символом венца из белых роз на голове Христа. Катька умирает, и это, по мысли поэта, — символ отмирания всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления, стремления к нравственной чистоте и идеальности, воплощённых в «венце», эти идеалы непреходящи.
Важнейшим для понимания поэмы является образ Христа, появляющегося в финале. Иисус Христос — это символ гармонии в понимании Блока. Гармония — вот что должно быть результатом стихийного разрушения «старого» мира.
результатом стихийного разрушения «старого» мира. Поэт считал, что последнее неизбежно приводит к исчезновению всего накопленного опыта человечества и что мир начинает создаваться как бы заново. Но для того чтобы начался процесс созидания, необходим идеал. И идеал этот Блок увидел именно в образе Иисуса Христа, олицетворяющего собой высшую нравственность, чистоту, совесть, милосердие, любовь -одним словом, всё то, что необходимо новому обществу, чтобы достичь гармонии в своём развитии.
Своеобразным символом гармонии являются и двенадцать «апостолов» — красноармейцев. По сути своей это разбойники, вышедшие из тюрьмы, которые:
… Идут без племени святого… Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Но всё-таки они идут за Христом, пусть бессознательно, не замечая его, даже стреляя в него. Поэт подводит нас к мысли о том, что человек не может существовать без идеала и где-то внутри есть у каждого желание следовать за ним.
Таким образом, остаётся сделать вывод о том, что роль символов в поэме «Двенадцать» огромна. Во-первых, это произведение является своеобразным итогом творчества Блока, после написания которого он воскликнул: «Сегодня я — гений». Оно вобрало все символические образы, разработанные поэтом ранее. Во-вторых, символы настолько многоплановы и интересны, что придают поэме предельную выразительность, смысловую насыщенность и необычность. И, наконец, в-третьих, они помогают автору передать идейное содержание поэмы, раскрыть характеры главных героев и выразить своё представление о революционной действительности и о будущем своей страны.