Русские сочинения
-
Блок А.А.
-
О доблестях, о подвигах, о славе
-
Два вечных памятника... А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Два вечных памятника... А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока… Перед нами — исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.
Сказать, что это стихотворение о любви, — не¬достойно мало для понимания творчества А.Бло¬ка, для которого любовь — это и надежда, и стра¬дание, неземное счастье и страшная мука — сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта — Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись ре¬шить многочисленные проблемы сложной семей¬ной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается бо¬лее глубокий смысл.
«О доблестях, о подвигах, о славе» — первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. «Лицо в про¬стой оправе» — символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.
В стихотворении органично соединились про¬шлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для ли¬рического героя.
«О доблестях, о подвигах, о славе//Я забывал на горестной земле» — рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом. «Но час настал, и ты ушла из дому. // Я бросил в ночь заветное кольцо». Любовь для лирического героя Блока — костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце. «Летели дни, крутясь проклятым роем…» — так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни «без божества, без вдохновенья». «Я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла». Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг оди¬ночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.
«Синий плащ» рефреном проходит сквозь всё стихотворение.
И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: «Ты, милая, ты, нежная...» Его люби¬мая затерялась в неведомом мире, среди «сырой ночи», такая же одинокая в «промозглом» (эпи¬тет «сырая ночь» выстраивает именно такой об¬разный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение — лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. «Я крепко сплю» — неясный шорох ночи не вы¬ведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах — «синий плащ», «сырая ночь», звуки и краски сказочной мечты молодости.
В стихотворении два действующих лица: «я» — одинокий, страдающий лирический герой, и «она» — таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучаст¬на. Конфликт формируется с самого начала: не¬совместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции «Сти¬хов оПрекрасной Даме»), и «очи синие, бездон-ные» всё так же манят своей недосягаемостью.
Прекрасной Даме»), и «очи синие, бездон-ные» всё так же манят своей недосягаемостью.
Кольцевая композиция стихотворения подво¬дит к трагическому выводу: нет возврата к про¬шлому, невозможно вернуть счастливые мину¬ты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь — это однажды...
«Твоё лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола» — так лирический герой осозна¬ёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола — «всё миновалось». А впереди — неясное, без¬ликое будущее, и понятно одно: «Уж не мечтать о нежности, о славе». Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки — печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о сла¬ве...» затрагивает глубинные струны души чи¬тателя. Даже без знания биографического кон¬текста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворе¬ние А. С. Пушкина «Я помню чудное мгнове¬нье...».
Но, обращаясь столь явно к пуш-кинскому стихотворению, А.Блок полемизиру¬ет с ним, и доказательство тому — иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощу¬щением поэта.
«И сердце бьётся в упоенье, // И для него вос¬кресли вновь // И божество, и вдохновенье, // И жизнь, и слезы, и любовь» — это у Пушкина. Лирический герой Блока «крепко спит», и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока «О доблестях, о подви¬гах, о славе...» и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» — два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как па¬мятники они вечны…
Сказать, что это стихотворение о любви, — не¬достойно мало для понимания творчества А.Бло¬ка, для которого любовь — это и надежда, и стра¬дание, неземное счастье и страшная мука — сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта — Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись ре¬шить многочисленные проблемы сложной семей¬ной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается бо¬лее глубокий смысл.
«О доблестях, о подвигах, о славе» — первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. «Лицо в про¬стой оправе» — символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства.
В стихотворении органично соединились про¬шлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для ли¬рического героя.
«О доблестях, о подвигах, о славе//Я забывал на горестной земле» — рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом. «Но час настал, и ты ушла из дому. // Я бросил в ночь заветное кольцо». Любовь для лирического героя Блока — костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце. «Летели дни, крутясь проклятым роем…» — так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни «без божества, без вдохновенья». «Я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла». Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг оди¬ночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью.
«Синий плащ» рефреном проходит сквозь всё стихотворение.
И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: «Ты, милая, ты, нежная...» Его люби¬мая затерялась в неведомом мире, среди «сырой ночи», такая же одинокая в «промозглом» (эпи¬тет «сырая ночь» выстраивает именно такой об¬разный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение — лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. «Я крепко сплю» — неясный шорох ночи не вы¬ведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах — «синий плащ», «сырая ночь», звуки и краски сказочной мечты молодости.
В стихотворении два действующих лица: «я» — одинокий, страдающий лирический герой, и «она» — таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучаст¬на. Конфликт формируется с самого начала: не¬совместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции «Сти¬хов оПрекрасной Даме»), и «очи синие, бездон-ные» всё так же манят своей недосягаемостью.
Прекрасной Даме»), и «очи синие, бездон-ные» всё так же манят своей недосягаемостью.
Кольцевая композиция стихотворения подво¬дит к трагическому выводу: нет возврата к про¬шлому, невозможно вернуть счастливые мину¬ты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь — это однажды...
«Твоё лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола» — так лирический герой осозна¬ёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола — «всё миновалось». А впереди — неясное, без¬ликое будущее, и понятно одно: «Уж не мечтать о нежности, о славе». Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки — печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о сла¬ве...» затрагивает глубинные струны души чи¬тателя. Даже без знания биографического кон¬текста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворе¬ние А. С. Пушкина «Я помню чудное мгнове¬нье...».
Но, обращаясь столь явно к пуш-кинскому стихотворению, А.Блок полемизиру¬ет с ним, и доказательство тому — иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощу¬щением поэта.
«И сердце бьётся в упоенье, // И для него вос¬кресли вновь // И божество, и вдохновенье, // И жизнь, и слезы, и любовь» — это у Пушкина. Лирический герой Блока «крепко спит», и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока «О доблестях, о подви¬гах, о славе...» и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» — два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как па¬мятники они вечны…