Юношеские годы Блока. «Стихи о Прекрасной Даме»
Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения «Я жду призыва, ищу ответа…», «Сумерки, сумерки вешние…», «Верю в Солнце Завета…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Вхожу я в темные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…». «Стихи о Прекрасной Даме» —это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, о которой Блок читал у В. Соловьева. Последовательно и систематически Блок переводит в «Стихах о Прекрасной Даме» свои «земные» чувства и «высший», идеально-мистический план» .
И «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность. Владычица Вселенной, Лучезарная царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь с радостью служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или в сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов, Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие читателя: ароматные, слезы, лазурные провидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, сумрак таинственный и т. п.
«Стихи о Прекрасной Даме» имеют и свою вполне самостоятельную эстетическую ценность. Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» — это прежде всего стихи, о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». П. Антокольский (в ранее названной статье «Александр Блок») подчеркивал значение первой книги стихов поэта для воспитания чувств современной молодежи. Хотя в них нет реалистической ((Пригонки возлюбленной и окружающей обстановки, по мы можем говорить о правдивом, реалистическом изображении чувств и переживаний поэта. Вероятно в этом и заключается «секрет» обаяния поэзии Блока, Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть.
В ней нее самое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства, хорошо знакомые многим читателям, нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. Мастерство эвфонии — аллитерации и ассонансы, звуковые повторы, «завораживающие» ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен,— все это пленяло читателей.
В субъективном представлении Блока его возвышенные чувства, подвижническое служение Вечной Женственности вовсе не были чем-то узким, частным. Наоборот, они представлялись поэту частью того значительного, великого, что должно преобразовать весь мир. А это, казалось ему, было важнее всех низменных житейских забот. Блок предчувствовал «сейсмографически» безошибочно приближение мировых потрясений— тогда еще неясных для него. Он не знал, чтоего неопределенные, тревожные предчувствия были написаны социальным неблагополучием.
его неопределенные, тревожные предчувствия были написаны социальным неблагополучием. Понадобилось немало времени для того, чтобы Блок понял неизбежность революционного переустройства жизни. Путь это путь постоянного очищения от мистики, от идеалистического восприятия жизни, путь к познанию и объяснению реального мира. В 1908 году Блок характеризовал свои «Стихи о Прекрасной Даме» как «те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».
Блок пишет произведения, в которых прямо говорится о социальных, классовых противоречиях, о новых людях, выходящих на арену истории.
Поэт замечает, как поднимаются «из тьмы погребов» строители новой жизни с кирками и лопатами. Интересно, что Блок, воспитанный в среде дворянства, которое привыкло «глядеть в лицо другому кругу всегда немного свысока», вполне искренне заявлял:
* Мы не стали искать и гадать:
* Пусть заменят нас новые люди!
* В тех же муках рождала их мать,
* Так же нежно кормила у груди…
Блок считает закономерным и исторически неизбежным то, что на смену старым хозяевам идут новые люди. «Барку жизни», остановившуюся на мели, двинула вперед новая сила: «кто-то сильный в сером армяке», «громкий крик рабочих слышен издали».
* Вот они далёко,
* Весело плывут.
* Только нас с собою,
* Верно, не возьмут.
Так еще в преддверии революции 1905 года у Блока возникает мысль о справедливом классовом «возмездии», которая сохранится у него до конца жизни.
И «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность. Владычица Вселенной, Лучезарная царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь с радостью служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или в сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов, Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие читателя: ароматные, слезы, лазурные провидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, сумрак таинственный и т. п.
«Стихи о Прекрасной Даме» имеют и свою вполне самостоятельную эстетическую ценность. Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» — это прежде всего стихи, о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». П. Антокольский (в ранее названной статье «Александр Блок») подчеркивал значение первой книги стихов поэта для воспитания чувств современной молодежи. Хотя в них нет реалистической ((Пригонки возлюбленной и окружающей обстановки, по мы можем говорить о правдивом, реалистическом изображении чувств и переживаний поэта. Вероятно в этом и заключается «секрет» обаяния поэзии Блока, Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть.
В ней нее самое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства, хорошо знакомые многим читателям, нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. Мастерство эвфонии — аллитерации и ассонансы, звуковые повторы, «завораживающие» ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен,— все это пленяло читателей.
В субъективном представлении Блока его возвышенные чувства, подвижническое служение Вечной Женственности вовсе не были чем-то узким, частным. Наоборот, они представлялись поэту частью того значительного, великого, что должно преобразовать весь мир. А это, казалось ему, было важнее всех низменных житейских забот. Блок предчувствовал «сейсмографически» безошибочно приближение мировых потрясений— тогда еще неясных для него. Он не знал, чтоего неопределенные, тревожные предчувствия были написаны социальным неблагополучием.
его неопределенные, тревожные предчувствия были написаны социальным неблагополучием. Понадобилось немало времени для того, чтобы Блок понял неизбежность революционного переустройства жизни. Путь это путь постоянного очищения от мистики, от идеалистического восприятия жизни, путь к познанию и объяснению реального мира. В 1908 году Блок характеризовал свои «Стихи о Прекрасной Даме» как «те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».
Блок пишет произведения, в которых прямо говорится о социальных, классовых противоречиях, о новых людях, выходящих на арену истории.
Поэт замечает, как поднимаются «из тьмы погребов» строители новой жизни с кирками и лопатами. Интересно, что Блок, воспитанный в среде дворянства, которое привыкло «глядеть в лицо другому кругу всегда немного свысока», вполне искренне заявлял:
* Мы не стали искать и гадать:
* Пусть заменят нас новые люди!
* В тех же муках рождала их мать,
* Так же нежно кормила у груди…
Блок считает закономерным и исторически неизбежным то, что на смену старым хозяевам идут новые люди. «Барку жизни», остановившуюся на мели, двинула вперед новая сила: «кто-то сильный в сером армяке», «громкий крик рабочих слышен издали».
* Вот они далёко,
* Весело плывут.
* Только нас с собою,
* Верно, не возьмут.
Так еще в преддверии революции 1905 года у Блока возникает мысль о справедливом классовом «возмездии», которая сохранится у него до конца жизни.