Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии:
Я стремлюсь к роскошной воле,
К той прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности.
Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы:
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
Но в сердце- первая любовь
Жива — к единственной на свете.
В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности — образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она — Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…
Несмотря на то что герой спускается “со своей вершины” в мир людей, где у “соседних столиков лакеи сонные торчат” и “пьяницы с глазами кроликов “in vino veritas” кричат”, герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит “землю” и “небо”, поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.
Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество — о России. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” чувствуется гордость и восхищение:
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое
положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят:
Нет, опять погаснут зданья,
Нет, опять он обманул
Отдаленного восстанья
Надвигающийся гул.
Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода (“Скифы”, “Двенадцать”) лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья!
А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство…
Мысли лирического героя полны революционной романтики;' он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме “Двенадцать”. “Апостолы” новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, “на спину надо б бубновый туз”. Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому
Легкой поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.
Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.
Я стремлюсь к роскошной воле,
К той прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности.
Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы:
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
Но в сердце- первая любовь
Жива — к единственной на свете.
В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности — образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она — Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…
Несмотря на то что герой спускается “со своей вершины” в мир людей, где у “соседних столиков лакеи сонные торчат” и “пьяницы с глазами кроликов “in vino veritas” кричат”, герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит “землю” и “небо”, поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.
Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество — о России. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” чувствуется гордость и восхищение:
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое
положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят:
Нет, опять погаснут зданья,
Нет, опять он обманул
Отдаленного восстанья
Надвигающийся гул.
Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода (“Скифы”, “Двенадцать”) лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья!
А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство…
Мысли лирического героя полны революционной романтики;' он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму:
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме “Двенадцать”. “Апостолы” новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, “на спину надо б бубновый туз”. Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому
Легкой поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос.
Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.