Русские сочинения - Блок А.А. - Разное - «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)

«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)

«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)

Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне
кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А.А. Блок обладал редким даром — умением
донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А.А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет
искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит Прекрасную Даму; если автор
разочарован, герой переживает те же муки горького прозрения.
Мир лирического героя — это проекция мира настоящего, в котором жил и творил автор. Поэтому он был и светлым и
страшным. Возможно, необъяснимый страх предчувствия поэта, вызванный пониманием темноты реальности, и рождал «страшный
мир». Автор верил в чудо, высокое чувство, он отрывался от реальности, творя красивые стихотворения, но неизбежно
опускался на землю… и нетрудно представить, что чувствовал поэт в эти моменты. Это приносило в мир, созданный А.А.
Блоком, дисгармонию, уродовало, делало его страшным, пугающим. Это мир социальной несправедливости, социального зла: «И
в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Таков мир, описанный в стихотворении «Фабрика»:
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
…«Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный»(«Пляски смерти»). Здесь страдания не только душевные, но и
физические, здесь унижение, угнетение. Так, например, в стихотворении «На железной дороге» железная дорога
символизирует дорогу жизни, по которой едет поезд, в окнах которого лица людей — «сонные, с ровным взглядом»,
безразличные. А «под насыпью, во рву некошеном» образ униженной женщины, раздавленной колесами этого самого поезда,
этой страшной жизнью. Сейчас хотелось бы вспомнить образ Прекрасной Дамы и сравнить с униженным существом, раздавленным
этой реальностью — «страшным миром».
«Страшный мир» бездуховен. В нем одиноко и тесно любому человеку с душой поэта, в нем просто не предусмотрено места
для души. В своем творчестве Блок искал выход из этого мира, искал истину. Я считаю, что подобная мечта найти истину
изначально обречена. Трагедия поэта в понимании иллюзорности подобной мечты. Понял это А.А.Блок в стихотворении
«Незнакомка», в котором он в образе прекрасной Незнакомки пытается разгадать тайну жизни. Незнакомка здесь
олицетворяет некий идеал, тайну. В конце стихотворения строка трагического отрезвления реальностью, сдача: «Я знаю:
истина в вине!». «Страшный мир» настоящего убивает в человеке Человека, наводит страх, спаивает: «И пьяницы с
глазами кроликов „In vino veritas!“ кричат».
В этом мире герой смертельно устает, умирает душой:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
В стихотворении(из цикла «Пляски смерти») лирический герой — «мертвец», которого по-настоящему уже ничто не
интересует, все вокруг для него — дураки, радующиеся мелочам жизни (герой спешит на вечер, где «его дарят улыбкой
благосклонной хозяйка-дура и супруг-дурак», где приходится вести «условно-светские речи»), именно эти люди еще
«живые». «Мертвец» «шепчет незначащие речи, пленительные для живых слова».
Мир этот страшен скукой, предопределенностью и односторонностью. Герой делает над собой усилия, изображая радость миру,
в котором смертельно разочарован: «Живым, живым казаться должен он!». Здесь видна раздвоенность героя. Одна его часть
«мертва», разочарована, она уже потеряла веру в существование настоящего, истинного счастья, в возможность обрести
счастье. А вторая — это только оболочка, тело, которое еще дышит, ходит, говорит среди «живых». Разум жив, а душа …
раздавлена этим «страшным миром» — правдой жизни, миром, который человек сам и создал. Причем создавал его постепенно,
сознательно. По сути, человек сам себя обрек на подобное положение. Мне кажется, эта дорога может привести только в
тупик. Наверное, это чувствует и герой А.А.Блока — обреченность:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.