«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)
«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.)
Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне
кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А.А. Блок обладал редким даром — умением
донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А.А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет
искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит Прекрасную Даму; если автор
разочарован, герой переживает те же муки горького прозрения.
Мир лирического героя — это проекция мира настоящего, в котором жил и творил автор. Поэтому он был и светлым и
страшным. Возможно, необъяснимый страх предчувствия поэта, вызванный пониманием темноты реальности, и рождал «страшный
мир». Автор верил в чудо, высокое чувство, он отрывался от реальности, творя красивые стихотворения, но неизбежно
опускался на землю… и нетрудно представить, что чувствовал поэт в эти моменты. Это приносило в мир, созданный А.А.
Блоком, дисгармонию, уродовало, делало его страшным, пугающим. Это мир социальной несправедливости, социального зла: «И
в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Таков мир, описанный в стихотворении «Фабрика»:
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
…
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
…«Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный»(«Пляски смерти»). Здесь страдания не только душевные, но и
физические, здесь унижение, угнетение. Так, например, в стихотворении «На железной дороге» железная дорога
символизирует дорогу жизни, по которой едет поезд, в окнах которого лица людей — «сонные, с ровным взглядом»,
безразличные. А «под насыпью, во рву некошеном» образ униженной женщины, раздавленной колесами этого самого поезда,
этой страшной жизнью. Сейчас хотелось бы вспомнить образ Прекрасной Дамы и сравнить с униженным существом, раздавленным
этой реальностью — «страшным миром».
«Страшный мир» бездуховен. В нем одиноко и тесно любому человеку с душой поэта, в нем просто не предусмотрено места
для души. В своем творчестве Блок искал выход из этого мира, искал истину. Я считаю, что подобная мечта найти истину
изначально обречена. Трагедия поэта в понимании иллюзорности подобной мечты. Понял это А.А.Блок в стихотворении
«Незнакомка», в котором он в образе прекрасной Незнакомки пытается разгадать тайну жизни. Незнакомка здесь
олицетворяет некий идеал, тайну. В конце стихотворения строка трагического отрезвления реальностью, сдача: «Я знаю:
истина в вине!». «Страшный мир» настоящего убивает в человеке Человека, наводит страх, спаивает: «И пьяницы с
глазами кроликов „In vino veritas!“ кричат».
В этом мире герой смертельно устает, умирает душой:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
В стихотворении(из цикла «Пляски смерти») лирический герой — «мертвец», которого по-настоящему уже ничто не
интересует, все вокруг для него — дураки, радующиеся мелочам жизни (герой спешит на вечер, где «его дарят улыбкой
благосклонной хозяйка-дура и супруг-дурак», где приходится вести «условно-светские речи»), именно эти люди еще
«живые». «Мертвец» «шепчет незначащие речи, пленительные для живых слова».
Мир этот страшен скукой, предопределенностью и односторонностью. Герой делает над собой усилия, изображая радость миру,
в котором смертельно разочарован: «Живым, живым казаться должен он!». Здесь видна раздвоенность героя. Одна его часть
«мертва», разочарована, она уже потеряла веру в существование настоящего, истинного счастья, в возможность обрести
счастье. А вторая — это только оболочка, тело, которое еще дышит, ходит, говорит среди «живых». Разум жив, а душа …
раздавлена этим «страшным миром» — правдой жизни, миром, который человек сам и создал. Причем создавал его постепенно,
сознательно. По сути, человек сам себя обрек на подобное положение. Мне кажется, эта дорога может привести только в
тупик. Наверное, это чувствует и герой А.А.Блока — обреченность:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне
кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А.А. Блок обладал редким даром — умением
донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А.А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет
искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит Прекрасную Даму; если автор
разочарован, герой переживает те же муки горького прозрения.
Мир лирического героя — это проекция мира настоящего, в котором жил и творил автор. Поэтому он был и светлым и
страшным. Возможно, необъяснимый страх предчувствия поэта, вызванный пониманием темноты реальности, и рождал «страшный
мир». Автор верил в чудо, высокое чувство, он отрывался от реальности, творя красивые стихотворения, но неизбежно
опускался на землю… и нетрудно представить, что чувствовал поэт в эти моменты. Это приносило в мир, созданный А.А.
Блоком, дисгармонию, уродовало, делало его страшным, пугающим. Это мир социальной несправедливости, социального зла: «И
в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Таков мир, описанный в стихотворении «Фабрика»:
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
…
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
…«Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный»(«Пляски смерти»). Здесь страдания не только душевные, но и
физические, здесь унижение, угнетение. Так, например, в стихотворении «На железной дороге» железная дорога
символизирует дорогу жизни, по которой едет поезд, в окнах которого лица людей — «сонные, с ровным взглядом»,
безразличные. А «под насыпью, во рву некошеном» образ униженной женщины, раздавленной колесами этого самого поезда,
этой страшной жизнью. Сейчас хотелось бы вспомнить образ Прекрасной Дамы и сравнить с униженным существом, раздавленным
этой реальностью — «страшным миром».
«Страшный мир» бездуховен. В нем одиноко и тесно любому человеку с душой поэта, в нем просто не предусмотрено места
для души. В своем творчестве Блок искал выход из этого мира, искал истину. Я считаю, что подобная мечта найти истину
изначально обречена. Трагедия поэта в понимании иллюзорности подобной мечты. Понял это А.А.Блок в стихотворении
«Незнакомка», в котором он в образе прекрасной Незнакомки пытается разгадать тайну жизни. Незнакомка здесь
олицетворяет некий идеал, тайну. В конце стихотворения строка трагического отрезвления реальностью, сдача: «Я знаю:
истина в вине!». «Страшный мир» настоящего убивает в человеке Человека, наводит страх, спаивает: «И пьяницы с
глазами кроликов „In vino veritas!“ кричат».
В этом мире герой смертельно устает, умирает душой:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
В стихотворении(из цикла «Пляски смерти») лирический герой — «мертвец», которого по-настоящему уже ничто не
интересует, все вокруг для него — дураки, радующиеся мелочам жизни (герой спешит на вечер, где «его дарят улыбкой
благосклонной хозяйка-дура и супруг-дурак», где приходится вести «условно-светские речи»), именно эти люди еще
«живые». «Мертвец» «шепчет незначащие речи, пленительные для живых слова».
Мир этот страшен скукой, предопределенностью и односторонностью. Герой делает над собой усилия, изображая радость миру,
в котором смертельно разочарован: «Живым, живым казаться должен он!». Здесь видна раздвоенность героя. Одна его часть
«мертва», разочарована, она уже потеряла веру в существование настоящего, истинного счастья, в возможность обрести
счастье. А вторая — это только оболочка, тело, которое еще дышит, ходит, говорит среди «живых». Разум жив, а душа …
раздавлена этим «страшным миром» — правдой жизни, миром, который человек сам и создал. Причем создавал его постепенно,
сознательно. По сути, человек сам себя обрек на подобное положение. Мне кажется, эта дорога может привести только в
тупик. Наверное, это чувствует и герой А.А.Блока — обреченность:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.