Русские сочинения - Блок А.А. - Разное - «Страшный мир, ты для сердца тесен…»

«Страшный мир, ты для сердца тесен…»

Здесь камни похожи на мыло,

А сталь похожа на жесть…

И слабость – как сила,

И правда – как лесть…

В. Цой

Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А
как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую
простыми людьми? Тут сыграла свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество; ломка
векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень испытаний, раздиравших нашу страну. Но,
как мне кажется, сильнее всего повлиял переезд Блока из «благоуханной глуши» Шахматова в мрачный Петрбург, где
поэт своими глазами увидел всю грязь так называемого «реального мира», его противоречивые ужасы и ужасные
противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной Дамы уступила место «Страшному миру».

«Страшный мир» действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой улиц,
площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик («Пётр», «Вечность бросила в город…», «Поднимаясь из тьмы
погребов…», «Фабрика»); мир прогнивших окраин и вонючих канав («Незнакомка»).

Притом крайне сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он нищими, пьяницами
«с глазами кроликов», гуляками, продажными женщинами, беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим «униженным
и оскорблённым» Блок противопоставляет «сытых» — хотя и богатых материально, но весьма недальких и духовно
нищих людей. И вообще, все обитатели «страшного мира» нищи духовно. Лирический герой выглядит досадным (для
мира) исключенем. Он ещё сохранил в своей душе Человека. Лучше всего это отражено в «Незнакомке»: трудности
заставили героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он пытается вырваться
из этого мира, ибо чувствует его ложь.

Кстати, о лжи. Она самая доподлинная правда «страшного мира». И, как бы это ужасно не звучало, люди,
точно паяц из «Баланчика», ничуть не скрывают этого. И не только не скрывают, но и смиряются с участью раба
«страшного мира». А кто смирился, тот и вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать
своей правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.

«Страшный мир» полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет взрыв. Это
противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда рабочих и «сытых», векового порядка и
закипающего моря революции. Но самое главное противоречие — несовместимость «страшного мира» и всего
прекрасного. Таковое или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому же, если
что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет неумолимо раздавлено, словно та девушка из
стихотворения «На железной дороге». Любви уж тем более нет места в этом мире. Она исчезает под гнётом
повседневности, словно цветок под асфальтоукладочным катком(“Холодный день”), становиться “прекрасным
далёко”(“Незнакомка”), опошляется, становиться предметом купли-продажи (“В ресторане”).

Время здесь может плестись “пергаментными речами” “сытых”, может колыхаться в такт моря рабочих, может стоять
на месте (“Барка жизни стала…”), но самое страшное – все события катастрофически повторяются, время замыкается
в кольцо (“Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.”). Смерть здесь не конец, а лишь начало
новым мучениям (“Умрёшь – начнёшь опять сначала…”). Короче: “Смерти нет. И жизни нет.”

Раз уж зашёл разговор о смерти, надо отметить, что «страшный мир» — самая настоящая клетка для человека, и
многие, кому мир стал слишком тесен, вырываются из него примерно как герой песни

Ю. Шевчука «Чёрно-белые танцы»:

Уйду на волю,

Бензин канистра…

Дайте спички!...

Да будет свет!!!

«Но разве это выход?»- спросят многие. Конечно нет! Лирический герой как раз и занимается поиском выхода. Он
как и автор видит и понимает действительность и так же непримирим с нею. И именно поэтому он и борется как
может. И в конце концов, выбирается, вернувшись туда, откуда пришёл в «страшный мир»… И пусть Прекрасную Даму
вернуть невозможно, но остаются вечные светлые чувства. «И гибель не страшна герою, пока безумствует мечта…»
Мечта – вот он, осколок Бога в современном человеке. «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу…» К
словам Высоцкого мне нечего добавить. «Красота спасёт мир»- вот третья часть великой правды. Самоубийство –
путь для слабых и отчаявшихся. А остальным Блок протягивает руку помощи: «Сотри случайные черты, и ты увидишь
— мир прекрасен». В любви, красоте, «вечной женственности» поэт видел спасение человечества.

В заключении мне хотелось бы сказать, что я не зря в начале моей работы взял в кавычки слова «реальный мир».
Я это сделал по той простой причине, что под воздействием творчества Блока я понял, что реален мир
прекрасного, а ирреален окружающий нас мир повседневной жизни. А «вечная женственность» — это энергия жизни,
любви, мечты способная вырвать человека (и в конечном итоге и человечество) из когтей «страшного мира», когтей
Системы и открыть истиный мир, истиный смысл жизни…

Автор сочинения: Касьянов Михаил Александрович m_kasyanov@mail.ru