Тема "страшного мира" Блока
Неверие в будущее, пессимизм порой часто охватывает человека. Толи от усталости, то ли от реальности событий мы начинаем твердить о безысходности, пустоте и обыденности жизни. Порой, кажется, что все безнадежно: нравственные и моральные ценности сходят на нет, большинство людей становятся безучастными к чужому горю и жестокими по отношению к другим, мир катится вниз. Думаю, что подобные мысли не раз приходили каждому в голову. Чем больше зла мы видим, тем вернее хочется найти спасительный путь, тем больше мы жаждем обновления жизни.
Поэзия Александра Александровича Блока дооктябрьского периода переполнена ликами «страшного мира». «Страшный мир» для поэта — это окружающая его действительность, губящая и уродующая душу человека. Лики «страшного мира», неискоренимое социальное зло пугали и тревожили поэта. Неведение и пессимизм в отношении будущего и определили преобладание трагических интонаций в лирике Блока. Что видел в «страшном мире» поэт? Что так пугало и страшило его?
Само время, в которое жил и творил А. Блок было очень тяжелым для страны и народа. Постоянная социальная напряженность, нарастание конфликтов между азличными социальными группами и властью — все это вкратце характеризует тот период. Наступление капитализма в России было встречено Блоком неоднозначно. Да, с одной стороны — это модернизация, прогресс техники и разума, преобладание материальных ценностей над духовными. А что с другой стороны? Что принес капитализм простому русскому мужику? Нравственные и моральные ценности подминаются под ценности капиталистического мира, а точнее на первый план теперь выходит капитал и его преувеличение. Теперь эта сила — сила денег — определяет все жизненное движение. Многовековые традиции, христианская вера сменяются безверием, ибо в капиталистическом мире один Бог и имя ему — деньги. Опустошенность, безнравственность и бездуховность — вот то, что царит в обществе:
Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня — трезво торжествую,
А завтра — плачу и пою.
Все прекрасное, что некогда могло возвысить человека гибнет под напором «страшного мира». Взамен возникают искусственные, ненастоящие чувства. Даже такие «вечные» человеческие чувства как любовь и уважение исчезают, вместо них появляются «низкая страсть», бунт «черной крови» и «горькая страсть»:
Только губы с запекшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой...
Страшен и облик людей, обитающих в этом мире. От них осталась лишь телесная, физическая оболочка, которая и создает обманчивую видимость жизни. А та пустота, что царит внутри каждого, так и разъедает человека:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Лирический герой цикла стихов «Пляски смерти», обладая проницательным умом, духовно и нравственно развитый вынужден бессмысленно растрачивать эти сокровища. Он постоянно одинок: у него нет ни родных, ни друзей, ни любимых. Все, что когда-то было у него дорогого, он растерял и растратил. И теперь, понимая всю безысходность своего положения, герой сник. Страх, отчаяние и мука заполняют его сердце:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен...
Ты, право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Тяжелая депрессия от осознания безысходности такого существования развилась у поэта. Она привела к созданию такого стихотворения как «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...». Здесь сама композиция произведения подчеркивает безысходность, роковой круговорот жизни и неизбежность новых страданий:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
В более поздней лирике поэт выносит суровый приговор «страшному миру». Новые, революционные силы должны нанести сокрушительный удар по «старому», отжившему миру. Видя в революции 1917 года искры «мирового пожара», который вот-вот должен охватить и Европу, писатель придает ей особое, центральное место в своем творчестве. В этом «пожаре», как считает автор, должен сгореть «старый» мир со всей его несправедливостью и жестокостью. После этого, очистившись от всего отжившего и мертвого, Россия приобретет новый облик, настанет время «нового» мира, в котором уже не будет зла.
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Поэзия Александра Александровича Блока дооктябрьского периода переполнена ликами «страшного мира». «Страшный мир» для поэта — это окружающая его действительность, губящая и уродующая душу человека. Лики «страшного мира», неискоренимое социальное зло пугали и тревожили поэта. Неведение и пессимизм в отношении будущего и определили преобладание трагических интонаций в лирике Блока. Что видел в «страшном мире» поэт? Что так пугало и страшило его?
Само время, в которое жил и творил А. Блок было очень тяжелым для страны и народа. Постоянная социальная напряженность, нарастание конфликтов между азличными социальными группами и властью — все это вкратце характеризует тот период. Наступление капитализма в России было встречено Блоком неоднозначно. Да, с одной стороны — это модернизация, прогресс техники и разума, преобладание материальных ценностей над духовными. А что с другой стороны? Что принес капитализм простому русскому мужику? Нравственные и моральные ценности подминаются под ценности капиталистического мира, а точнее на первый план теперь выходит капитал и его преувеличение. Теперь эта сила — сила денег — определяет все жизненное движение. Многовековые традиции, христианская вера сменяются безверием, ибо в капиталистическом мире один Бог и имя ему — деньги. Опустошенность, безнравственность и бездуховность — вот то, что царит в обществе:
Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня — трезво торжествую,
А завтра — плачу и пою.
Все прекрасное, что некогда могло возвысить человека гибнет под напором «страшного мира». Взамен возникают искусственные, ненастоящие чувства. Даже такие «вечные» человеческие чувства как любовь и уважение исчезают, вместо них появляются «низкая страсть», бунт «черной крови» и «горькая страсть»:
Только губы с запекшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой...
Страшен и облик людей, обитающих в этом мире. От них осталась лишь телесная, физическая оболочка, которая и создает обманчивую видимость жизни. А та пустота, что царит внутри каждого, так и разъедает человека:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Лирический герой цикла стихов «Пляски смерти», обладая проницательным умом, духовно и нравственно развитый вынужден бессмысленно растрачивать эти сокровища. Он постоянно одинок: у него нет ни родных, ни друзей, ни любимых. Все, что когда-то было у него дорогого, он растерял и растратил. И теперь, понимая всю безысходность своего положения, герой сник. Страх, отчаяние и мука заполняют его сердце:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен...
Ты, право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Тяжелая депрессия от осознания безысходности такого существования развилась у поэта. Она привела к созданию такого стихотворения как «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...». Здесь сама композиция произведения подчеркивает безысходность, роковой круговорот жизни и неизбежность новых страданий:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
В более поздней лирике поэт выносит суровый приговор «страшному миру». Новые, революционные силы должны нанести сокрушительный удар по «старому», отжившему миру. Видя в революции 1917 года искры «мирового пожара», который вот-вот должен охватить и Европу, писатель придает ей особое, центральное место в своем творчестве. В этом «пожаре», как считает автор, должен сгореть «старый» мир со всей его несправедливостью и жестокостью. После этого, очистившись от всего отжившего и мертвого, Россия приобретет новый облик, настанет время «нового» мира, в котором уже не будет зла.
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!