«Страшный мир! Он для сердца тесен!»
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
А. Блок
Поэзия А. Блока — это поистине удивительное явление. В ней устами лирического героя высказывается все то, что тревожило и волновало автора, а сегодня не безразлично для всех нас. Наибольшее впечатление на меня произвели стихотворения, где затрагивается тема «страшного мира». В них отражена «реакция», которую — как писал сам поэт — «нам выпало на долю пережить», которая «закрыла от нас лицо жизни...»
После цикла «Стихов о Прекрасной Даме», овеянных тайнами, загадками, наполненных любовными переживаниями, глубокими чувствами, лирический герой Блока предстает перед нами человеком, живущим в мире им самим же придуманных иллюзий, ждущим свою прекрасную незнакомку. Но, стремясь познать всю полноту жизни, автор переносит своего героя в реальный мир: пустой, мрачный, холодный, бездушный. Этот мир не принимает никаких чувств, все в нем подчинено незыблемым правилам жестокой игры, название которой — жизнь. Там все люди — манекены, бездушные куклы, которым чуждо чужое горе, чужие страдания. Так, в стихотворении «На железной дороге» красивая, молодая, цветущая женщина была раздавлена стальными колесами равнодушия, цинизма и ненависти...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Город в произведениях Блока — это каменный склеп, куда не поступает ни капли свежего воздуха. Все в нем пропитано сыростью, затхлостью, мрак давит со всех сторон, даже стены домов дышат ненавистью. Ужасный мир спустился над героем и вот-вот поглотит его. Вокруг себя он видит одну лишь несправедливость, социальное зло, постоянное угнетение обычных рядовых людей, вынужденных убивать себя непосильным трудом, лишь бы заработать копейку на хлеб.
Невероятно реалистично изображены страдания простого народа в стихотворении «Фабрика», когда «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине» и «медным голосом зовет согнуть измученные спины внизу собравшийся народ». Мы видим ярчайшую картину жестокой действительности. Окружающий мир мертв, бездушен, механическое существование движется по замкнутому кругу, из которого никому не удается вырваться. По моему мнению, это очень хорошо подчеркивают следующие строки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
В этом, одном из наиболее известных стихотворений Блока, нашим глазам открывается авторское понимание существующего в России строя. Короткие, рубленные фразы, чеканные слова создают впечатление безысходности, бессмысленности бытия. Даже смерть не может вывести из этого адского круга:
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь...
Очень символичен образ фонаря, который, казалось бы, должен был светить в ночи, но его «бессмысленный и тусклый свет» не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы.
тить в ночи, но его «бессмысленный и тусклый свет» не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы. Однако, в этом стихотворении, да и во всей поэзии Блока, рисуется не только внешний «страшный мир», который очевиден для всех, но и мир, скрытый в душе поэта. Мне кажется, что изображаемый в произведениях Блока лирический герой — это и есть сам поэт. И все нравственные страдания, выпавшие на долю автора, он вложил в образ своего героя, заговорил его устами. Вся грязь окружающего мира заставляет Блока поверить в то, что в этой жизни нет и не может быть никаких изменений к лучшему. «Исхода нет» — вот приговор, вынесенный поэтом. Личность уничтожена, душа мертва, человек — «стальная, бесстрастная птица… без любви, без души, без лица».
Мир — бездумная дьявольская пьеса, где каждому отведена своя бессмысленная роль. Все играют по придуманным кем-то правилам, для чего и зачем — никто не задумывается. Сам же А. Блок воспринимает все несколько иначе: он видит — не может не видеть — грязную изнанку жизни, такова по сути участь настоящего поэта.
Блок, не стесняясь, обнажает душу перед читателем, показывая свои сомнения, постоянно отыскивая причину страданий — как собственных, так и общества в целом. Но поэт не называет виновных, — он предоставляет это право тем, кто читает.
Очевидно одно — виновата не личность, не конкретный индивидуум, а все вместе: небо, люди, обстоятельства, существующий строй, а, может быть, и сама судьба.
«Страшный мир» Александра Блока не заключается лишь в рамках цикла с одноименным названием, — его мотивы слышны в музыке всего его творчества. Просто с течением времени его понимание этого мира значительно менялось. Так в стихотворении «О весна без конца и без края» автор твердо намерен бороться с жестоким миром, он предстает перед нами в образе воина со щитом и мечом в руках. Он бросает вызов судьбе и готов принять бой. Герой Блока свято верит в свою «Викторию».
Немного позже мировоззрение поэта несколько поменяется. В первом стихотворении цикла «Пляски смерти» мы видим Блока совершенно другим. Теперь он чувствует себя мертвецом, которому «тяжко… среди людей живым и страстным притворяться...» У меня создается такое впечатление, что автор совершенно исчерпал свои нравственные силы, он уже не может, а, точнее, не хочет бороться со всей грязью общества, с теми мерзостями, которыми это общество пропитано насквозь. Поэт словно учится принимать этот «страшный мир» таким, какой он есть.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом доме.» -
«Усталый друг, могила холодна.»
«Настоящие» слова — не о любви, не о жизни, а о могиле и смерти. Блок сознательно хоронит свою душу в аморальном обществе.
Спустя несколько лет поэт напишет поэму «Соловьиный сад». В ней герой добросовестно покидает свое райское пристанище, чтобы вернуться в несовершенный, страшный и холодный мри.
уться в несовершенный, страшный и холодный мри. Он готов пройти все трудности жизни, чтобы потом, может быть, увидеть желанный свет в конце туннеля. Но главное даже не это, самое важное то, что вернувшись на грешную землю, отказавшись от мирной и спокойной жизни, автор встает на путь очищения, принимая на себя все страдания.
«Страшный мир» Блока опять — в который раз! — претерпевает изменения.
Все творчество Александра Блока пронизано этой темой, открывающей для читателей все новые и новые грани. В итоге Блок приходит к мысли, что единственный путь человека в окружающем его «страшном мире» — путь принятия и постижения жизни, какой бы ужасной и отталкивающей не казалось её лицо. Только пройдя через все трудности, человек может назвать себя Человеком!
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!
А. Блок
Поэзия А. Блока — это поистине удивительное явление. В ней устами лирического героя высказывается все то, что тревожило и волновало автора, а сегодня не безразлично для всех нас. Наибольшее впечатление на меня произвели стихотворения, где затрагивается тема «страшного мира». В них отражена «реакция», которую — как писал сам поэт — «нам выпало на долю пережить», которая «закрыла от нас лицо жизни...»
После цикла «Стихов о Прекрасной Даме», овеянных тайнами, загадками, наполненных любовными переживаниями, глубокими чувствами, лирический герой Блока предстает перед нами человеком, живущим в мире им самим же придуманных иллюзий, ждущим свою прекрасную незнакомку. Но, стремясь познать всю полноту жизни, автор переносит своего героя в реальный мир: пустой, мрачный, холодный, бездушный. Этот мир не принимает никаких чувств, все в нем подчинено незыблемым правилам жестокой игры, название которой — жизнь. Там все люди — манекены, бездушные куклы, которым чуждо чужое горе, чужие страдания. Так, в стихотворении «На железной дороге» красивая, молодая, цветущая женщина была раздавлена стальными колесами равнодушия, цинизма и ненависти...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Город в произведениях Блока — это каменный склеп, куда не поступает ни капли свежего воздуха. Все в нем пропитано сыростью, затхлостью, мрак давит со всех сторон, даже стены домов дышат ненавистью. Ужасный мир спустился над героем и вот-вот поглотит его. Вокруг себя он видит одну лишь несправедливость, социальное зло, постоянное угнетение обычных рядовых людей, вынужденных убивать себя непосильным трудом, лишь бы заработать копейку на хлеб.
Невероятно реалистично изображены страдания простого народа в стихотворении «Фабрика», когда «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине» и «медным голосом зовет согнуть измученные спины внизу собравшийся народ». Мы видим ярчайшую картину жестокой действительности. Окружающий мир мертв, бездушен, механическое существование движется по замкнутому кругу, из которого никому не удается вырваться. По моему мнению, это очень хорошо подчеркивают следующие строки:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
В этом, одном из наиболее известных стихотворений Блока, нашим глазам открывается авторское понимание существующего в России строя. Короткие, рубленные фразы, чеканные слова создают впечатление безысходности, бессмысленности бытия. Даже смерть не может вывести из этого адского круга:
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь...
Очень символичен образ фонаря, который, казалось бы, должен был светить в ночи, но его «бессмысленный и тусклый свет» не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы.
тить в ночи, но его «бессмысленный и тусклый свет» не в состоянии разорвать пелену мрака, непроглядной тьмы. Однако, в этом стихотворении, да и во всей поэзии Блока, рисуется не только внешний «страшный мир», который очевиден для всех, но и мир, скрытый в душе поэта. Мне кажется, что изображаемый в произведениях Блока лирический герой — это и есть сам поэт. И все нравственные страдания, выпавшие на долю автора, он вложил в образ своего героя, заговорил его устами. Вся грязь окружающего мира заставляет Блока поверить в то, что в этой жизни нет и не может быть никаких изменений к лучшему. «Исхода нет» — вот приговор, вынесенный поэтом. Личность уничтожена, душа мертва, человек — «стальная, бесстрастная птица… без любви, без души, без лица».
Мир — бездумная дьявольская пьеса, где каждому отведена своя бессмысленная роль. Все играют по придуманным кем-то правилам, для чего и зачем — никто не задумывается. Сам же А. Блок воспринимает все несколько иначе: он видит — не может не видеть — грязную изнанку жизни, такова по сути участь настоящего поэта.
Блок, не стесняясь, обнажает душу перед читателем, показывая свои сомнения, постоянно отыскивая причину страданий — как собственных, так и общества в целом. Но поэт не называет виновных, — он предоставляет это право тем, кто читает.
Очевидно одно — виновата не личность, не конкретный индивидуум, а все вместе: небо, люди, обстоятельства, существующий строй, а, может быть, и сама судьба.
«Страшный мир» Александра Блока не заключается лишь в рамках цикла с одноименным названием, — его мотивы слышны в музыке всего его творчества. Просто с течением времени его понимание этого мира значительно менялось. Так в стихотворении «О весна без конца и без края» автор твердо намерен бороться с жестоким миром, он предстает перед нами в образе воина со щитом и мечом в руках. Он бросает вызов судьбе и готов принять бой. Герой Блока свято верит в свою «Викторию».
Немного позже мировоззрение поэта несколько поменяется. В первом стихотворении цикла «Пляски смерти» мы видим Блока совершенно другим. Теперь он чувствует себя мертвецом, которому «тяжко… среди людей живым и страстным притворяться...» У меня создается такое впечатление, что автор совершенно исчерпал свои нравственные силы, он уже не может, а, точнее, не хочет бороться со всей грязью общества, с теми мерзостями, которыми это общество пропитано насквозь. Поэт словно учится принимать этот «страшный мир» таким, какой он есть.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом доме.» -
«Усталый друг, могила холодна.»
«Настоящие» слова — не о любви, не о жизни, а о могиле и смерти. Блок сознательно хоронит свою душу в аморальном обществе.
Спустя несколько лет поэт напишет поэму «Соловьиный сад». В ней герой добросовестно покидает свое райское пристанище, чтобы вернуться в несовершенный, страшный и холодный мри.
уться в несовершенный, страшный и холодный мри. Он готов пройти все трудности жизни, чтобы потом, может быть, увидеть желанный свет в конце туннеля. Но главное даже не это, самое важное то, что вернувшись на грешную землю, отказавшись от мирной и спокойной жизни, автор встает на путь очищения, принимая на себя все страдания.
«Страшный мир» Блока опять — в который раз! — претерпевает изменения.
Все творчество Александра Блока пронизано этой темой, открывающей для читателей все новые и новые грани. В итоге Блок приходит к мысли, что единственный путь человека в окружающем его «страшном мире» — путь принятия и постижения жизни, какой бы ужасной и отталкивающей не казалось её лицо. Только пройдя через все трудности, человек может назвать себя Человеком!