Русские сочинения
-
Блок А.А.
-
В ресторане
-
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока 'Незнакомка" и "В ресторане"
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока 'Незнакомка" и "В ресторане"
Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа.
Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт.
Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.
Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздаётся «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» чёрная роза в «бокале золотого, как нёбо, аи» и «жёлтая заря». Но всё-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт.
Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», её образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблён». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.