Русские сочинения - Боккаччо Д. - Декамерон - Федериго Дельи Альбериги - характеристика литературного героя

Федериго Дельи Альбериги - характеристика литературного героя

ФЕДЕРИГО дельи АЛЬБЕРИГИ — герой одной из новелл книги Д.Боккаччо «Декамерон» (1350-1353) — 9-я новелла 5-го дня, известная также как «Новелла о соколе». Ф.А. влюблен, но монна Джованна не отвечает ему взаимностью. Очень быстро Ф.А. растрачивает почти все свое состояние на празднества и увеселения в честь Джованны и вынужден удалиться в оставшееся маленькое именьице. У него есть еще любимый сокол, с которым он охотится и хоть как-то может прокормиться. Скоро умирает муж монны Джованны, и она переезжает с сыном в деревню, которая оказывается по соседству с домом Ф.А. По просьбе заболевшего сына монна Джованна посещает Ф.А. и просит отдать ей сокола. Но Ф.А., ничего не зная о цели визита, мечется в поис ках того, чем бы попотчевать столь желанную гостью. В доме у него ничего нет, и тут он замечает своего сокола, убивает его и потчует им монну Джованну. После обеда все разъясняется. Сын монны Джованны вскоре умирает, братья ее настаивают, чтобы она вышла замуж. Монна Джованна вспоминает о поступке Ф.А. и решает, что лучшего мужа ей не найти. Используя в этой новелле традиционную для того времени тему служения даме, ради которой влюбленный рыцарь идет на любые жертвы, Боккаччо раскрывает тему в неожиданном ракурсе. Дело в том, что Ф.А. относится к своему соколу не как к обычной птице. Его сокол фактически единственный его товарищ, помогающий ему в его бедственном положении. Сокол Ф.А. — «один из лучших соколов на всем свете», Ф.А. очень «дорожит своим соколом», он «мил его сердцу». И вот Ф.А. жертвует соколом лишь для того, чтобы попотчевать зашедшую к нему даму, пренебрегавшую им, ставшую причиной его разорения. Вроде бы Боккаччо, следуя традиции, одобряет Ф.А. — но за всем этим прослеживается явная ирония автора, граничащая с осуждением. Ф.А. совершает свой поступок «на краю отчаяния, проклиная судьбу»; когда же монна Джованна просит отдать ей сокола — он плачет, все опять получается невпопад. Более того, эта «жертва» Ф.А. вовсе не вызывает в его возлюбленной ответного чувства, она выходит за него не по любви, а лишь под давлением обстоятельств, по принципу меньшего из зол. Отношение к этой проблеме Боккаччо раскрывает и предшествующая «Новелле о соколе» новелла, в которой дама, слишком жестокосердно отнесшаяся к ухаживавшему за ней рыцарю, попадает в ад. Фактически Боккаччо в этой новелле устанавливает границу, выход за которую не может быть оправдан даже любовью. «Новелла о соколе» вызвала многочисленные интерпретации. В XVI веке Лопе де Вега написал комедию «Сокол Федериго». Примерно в то же время Тирсо де Молина создает комедию «Слова и перья», в которой, впрочем, сам сокол отсутствует — Ф.А. жертвует ради любви не им, а своей собственной карьерой генерала, чем и покоряет сердце возлюбленной. Во Франции в XVII веке Лафонтен пишет новеллу «Сокол», в которой на первый план выходит «философия наслаждения», в результате чего героиня выходит за Ф.А. по склонности и даже по любви. В начале XVIII века английский поэт Мэтью Прайор пишет поэму о Ф.А., в которой старается всячески подчеркнуть добродетель героя, однако, по мнению критики, ему не удалось оттенить ту «деликатную борьбу чувств», которая составила основу новеллы Боккаччо.

которой старается всячески подчеркнуть добродетель героя, однако, по мнению критики, ему не удалось оттенить ту «деликатную борьбу чувств», которая составила основу новеллы Боккаччо. Наконец, УТеннисон в 1879 г. создал одноактную стихотворную драму «Сокол». В России первой и, по всей вероятности, единственной интерпретацией новеллы стала опера Д.С.Бортнянского «Сокол», показанная в 1786 г. В опере действуют молодой человек Федерик и его возлюбленная Эльвира. В 1973 г. згу оперу поставил Московский камерный театр под руководством Б.А.Покровского.