Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Белая гвардия
-
"Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия")
"Кончились всякие знамения, и наступили события..." (Человек и история в романе М Булгакова "Белая гвардия")
« В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим Волошин.
«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику
народных бедствий и государственных катастроф — междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи,
породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами — из пушкинской «Капитанской дочки» и « Откровения
Святого Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с
междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе — символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы
«Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества — пронизывают
весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует
«Откровения..»:« Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор понимал свой роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа,
страны. « Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается
от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне
красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за
грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое — причина начала страданий и
бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных « со своих винтов»,
непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все
события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия
Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную
действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим
событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и
принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру,
приспосабливается к смене властей.
приспосабливается к смене властей.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. « Дружно живите..»,-говорит в начале романа
мать, «светлая королева», а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не
осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на
моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом — сквозной образ
романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные
дома- в первую очередь, дом Турбиных, а затем — дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И
одновременно это дом вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ
Города — широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и
конкретный горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно
страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнёс в начале романа отец Александр: «… тяжкое
время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё пройдет страдания, муки, кровь,
голод и мор».
Гнев, жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим Волошин.
«Белая гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику
народных бедствий и государственных катастроф — междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи,
породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами — из пушкинской «Капитанской дочки» и « Откровения
Святого Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с
междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе — символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы
«Откровения..»- повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества — пронизывают
весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует
«Откровения..»:« Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор понимал свой роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа,
страны. « Стать бесстрастно над красными и белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается
от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне
красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за
грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое — причина начала страданий и
бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных « со своих винтов»,
непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все
события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918 -1919 годов: от взятия
Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную
действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна, великим
событиям, преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и
принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру,
приспосабливается к смене властей.
приспосабливается к смене властей.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. « Дружно живите..»,-говорит в начале романа
мать, «светлая королева», а «им придется умирать». История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не
осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на
моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом — сквозной образ
романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные
дома- в первую очередь, дом Турбиных, а затем — дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И
одновременно это дом вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ
Города — широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и
конкретный горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно
страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнёс в начале романа отец Александр: «… тяжкое
время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё пройдет страдания, муки, кровь,
голод и мор».