Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Дни Турбиных
-
"Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции.
"Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции.
В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем «Дней Турбиных», друг М.
Булгакова П.С. Попов писал: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, кото-
рые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для са-
мого себя". Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все лю-
ди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном
театре с 1926 по 1941 год.
Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в
обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу
здесь, в этой пьесе противопоставлялось упорное стремление сохранить
нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти»,
«кремовые шторы».
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья
Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат —
полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбер-
гом. И все друзья — военные. Большая квартира, где имеется комната —
библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле, и, подвыпив,
нестройно поют российский гимн, хотя уже год, как царя нет, а в бога
никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вымоют и накор-
мят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранит на чем свет сто-
ит, и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожидан-
ному появлению «кузена из Житомира» Лариосика, и «приютят и согреют
его». Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальнос-
тей. Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат яв-
ляется высоким авторитетом.
Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в трид-
цать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся вой-
на с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он
— умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обоб-
щенный образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, че-
ховских, купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рощину из «Хож-
дения по мукам». Оба они — хорошие, честные, умные люди, болеющие за
судьбу России. Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит та-
кой момент, когда им кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла
в их существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин проявляет-
ся как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких, за «кремовы-
ми шторами», которые не могут укрыть от войн и революций. Турбин гово-
рит о том, что его волнует; несмотря на «крамольность» речей, Турбин
сожалеет, что раньше не мог предвидеть «что такое Петлюра?» Он гово-
рит, что это «миф», «туман». В России, по мнению Турбина, две силы:
большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин
склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной
сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион,
приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам.
Турбин говорит горькие вещи: гетман и его подручные бежали, бросив ар-
мию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает
тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в «этом балагане», по-
нимает что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают
боль и отчаяние. Но командирский дух в нем силен. «Не сметь!» — кричит
он, когда один из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон.
Турбин понимает, что там та же «штабная орава», которая заставляет
офицеров драться с собственным народом. А когда народ победит и «рас-
колет головы» офицерам, Деникин тоже убежит за границу. Турбин не мо-
жет сталкивать одного русского человека с другим. Вывод таков: белому
движению конец, народ не с ним, он против нег
дь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев садистами,
с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав,
чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай,
брат, верно понимает, что командир «смерти от позора ждет». И командир
дождался ее — он погибает под пулями петлюровцев.
Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, сильный,
смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого
он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но
погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом.
Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расста-
новку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.
В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?.. Вели-
колепно! Мне надоело изображать навоз в проруби… Пусть мобилизуют.
По крайне мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ
не с нами. Народ против нас». Грубоватый, громкоголосный, но честный и
прямой, хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продол-
жает в литературе известный тип русского военного — от Дениса Давыдова
до наших дней, но он показан в новой небывалой еще войне — гражданс-
кой. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибе-
ли белого движения, мысль, важную, ведущую в пьесе.
В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Тальберг.
Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом о команди-
ровке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трус-
ливое бегство.
Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумываем-
ся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает время, те
считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни
этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная,
погубленная уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в но-
вых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Та-
кие, как Мышлаевский будут хорошо служить и в Красной Армии, певец
Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет
учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прек-
расные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что
минует их участь многих многих интеллигентов страшных 30-40-50-х годов
нашего непростого века.
Булгакова П.С. Попов писал: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, кото-
рые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для са-
мого себя". Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все лю-
ди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном
театре с 1926 по 1941 год.
Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в
обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу
здесь, в этой пьесе противопоставлялось упорное стремление сохранить
нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти»,
«кремовые шторы».
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья
Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат —
полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбер-
гом. И все друзья — военные. Большая квартира, где имеется комната —
библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле, и, подвыпив,
нестройно поют российский гимн, хотя уже год, как царя нет, а в бога
никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вымоют и накор-
мят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранит на чем свет сто-
ит, и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожидан-
ному появлению «кузена из Житомира» Лариосика, и «приютят и согреют
его». Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальнос-
тей. Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат яв-
ляется высоким авторитетом.
Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в трид-
цать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся вой-
на с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он
— умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обоб-
щенный образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, че-
ховских, купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рощину из «Хож-
дения по мукам». Оба они — хорошие, честные, умные люди, болеющие за
судьбу России. Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит та-
кой момент, когда им кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла
в их существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин проявляет-
ся как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких, за «кремовы-
ми шторами», которые не могут укрыть от войн и революций. Турбин гово-
рит о том, что его волнует; несмотря на «крамольность» речей, Турбин
сожалеет, что раньше не мог предвидеть «что такое Петлюра?» Он гово-
рит, что это «миф», «туман». В России, по мнению Турбина, две силы:
большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин
склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной
сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион,
приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам.
Турбин говорит горькие вещи: гетман и его подручные бежали, бросив ар-
мию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает
тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в «этом балагане», по-
нимает что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают
боль и отчаяние. Но командирский дух в нем силен. «Не сметь!» — кричит
он, когда один из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон.
Турбин понимает, что там та же «штабная орава», которая заставляет
офицеров драться с собственным народом. А когда народ победит и «рас-
колет головы» офицерам, Деникин тоже убежит за границу. Турбин не мо-
жет сталкивать одного русского человека с другим. Вывод таков: белому
движению конец, народ не с ним, он против нег
дь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев садистами,
с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав,
чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай,
брат, верно понимает, что командир «смерти от позора ждет». И командир
дождался ее — он погибает под пулями петлюровцев.
Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, сильный,
смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого
он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но
погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом.
Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расста-
новку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.
В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?.. Вели-
колепно! Мне надоело изображать навоз в проруби… Пусть мобилизуют.
По крайне мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ
не с нами. Народ против нас». Грубоватый, громкоголосный, но честный и
прямой, хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продол-
жает в литературе известный тип русского военного — от Дениса Давыдова
до наших дней, но он показан в новой небывалой еще войне — гражданс-
кой. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибе-
ли белого движения, мысль, важную, ведущую в пьесе.
В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Тальберг.
Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом о команди-
ровке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трус-
ливое бегство.
Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумываем-
ся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает время, те
считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни
этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная,
погубленная уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в но-
вых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Та-
кие, как Мышлаевский будут хорошо служить и в Красной Армии, певец
Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет
учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прек-
расные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что
минует их участь многих многих интеллигентов страшных 30-40-50-х годов
нашего непростого века.