Добро и Зло
Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
Зло и Добро… Эта нетленная тема увлекала авторов во все времена. Я считаю, что количество добра в мире равноценно количеству зла. А если бы добра было настолько мало, как говорят, зло не бросалось бы так ярко в глаза. Однако, половина следствий хороших намерений оказывается злом, а половина следствий дурных – добром. Каждый в определенный период задумывается над этим вопросом, у каждого своя правда. Но если человек определил свои рамки добра и зла, это совсем не значит, что впредь он будет творить только первое. Каждый чувствует свою трагичность, когда эта борьба происходит в душе.
Роман «Мастер и Маргарита» посвящен теме добра и зла. Действия происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за нее. Воланд является в Москву с двумя целями: чтоб испытать героев романа – Мастера и Маргариту, а так же покарать взяточников, лихоимцев и предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом – трагический гротеск романа. Воланд, со словами «Рукописи не горят», возвратил Мастеру его роман, который тот, однажды смалодушничав, сжег. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом – вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, приходящими.
Макромир в романе как-то удивительно соединяется с микромиром, а возвышенное с низменным. Иногда книга напоминает легендарный лабиринт, в котором над идти к конечной мысли, протягивая длинную ариаднину нить, чтоб не заблудиться, все время сопоставляя его образы. А порою, возникает такое чувство, что ты идешь по огромному кругу, где по краям выставлены театральные балаганы, один красочнее другого. И вся эта площадь становится сплошным представлением. И все же можно выделить на грандиозной сценической площадке произведения три основных «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
Сама идея поселить в Москву 30х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, глубоко новаторская и выигрышная ( Современный писатель-фантаст С.Лукьяненко использовал тот же прием, поселив Иных рядом с нами, что, как известно, принесло трилогии «Дозоры» большой успех).
Фантастический поворот дела позволяет Булгакову развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. И не нужно сейчас говорить, кто из героев романа был злым, кто добрым… Не нужно… Так как не бывает в одном лице воплощения только одного из полюсов. Все сплетено… Миром не может править светлое зло, им давно правит черное добро.
иром не может править светлое зло, им давно правит черное добро. Обратная сторона хорошего – дурное; замечательно, что такова же и обратная сторона дурного.
И главное:
Между светом и тенью – ТЫ!
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
Зло и Добро… Эта нетленная тема увлекала авторов во все времена. Я считаю, что количество добра в мире равноценно количеству зла. А если бы добра было настолько мало, как говорят, зло не бросалось бы так ярко в глаза. Однако, половина следствий хороших намерений оказывается злом, а половина следствий дурных – добром. Каждый в определенный период задумывается над этим вопросом, у каждого своя правда. Но если человек определил свои рамки добра и зла, это совсем не значит, что впредь он будет творить только первое. Каждый чувствует свою трагичность, когда эта борьба происходит в душе.
Роман «Мастер и Маргарита» посвящен теме добра и зла. Действия происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за нее. Воланд является в Москву с двумя целями: чтоб испытать героев романа – Мастера и Маргариту, а так же покарать взяточников, лихоимцев и предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом – трагический гротеск романа. Воланд, со словами «Рукописи не горят», возвратил Мастеру его роман, который тот, однажды смалодушничав, сжег. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом – вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, приходящими.
Макромир в романе как-то удивительно соединяется с микромиром, а возвышенное с низменным. Иногда книга напоминает легендарный лабиринт, в котором над идти к конечной мысли, протягивая длинную ариаднину нить, чтоб не заблудиться, все время сопоставляя его образы. А порою, возникает такое чувство, что ты идешь по огромному кругу, где по краям выставлены театральные балаганы, один красочнее другого. И вся эта площадь становится сплошным представлением. И все же можно выделить на грандиозной сценической площадке произведения три основных «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
Сама идея поселить в Москву 30х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, глубоко новаторская и выигрышная ( Современный писатель-фантаст С.Лукьяненко использовал тот же прием, поселив Иных рядом с нами, что, как известно, принесло трилогии «Дозоры» большой успех).
Фантастический поворот дела позволяет Булгакову развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. И не нужно сейчас говорить, кто из героев романа был злым, кто добрым… Не нужно… Так как не бывает в одном лице воплощения только одного из полюсов. Все сплетено… Миром не может править светлое зло, им давно правит черное добро.
иром не может править светлое зло, им давно правит черное добро. Обратная сторона хорошего – дурное; замечательно, что такова же и обратная сторона дурного.
И главное:
Между светом и тенью – ТЫ!