Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Мастер и Маргарита
-
Добро и зло в романе М . А . Булгакова " Мастер и Маргарита "
Добро и зло в романе М . А . Булгакова " Мастер и Маргарита "
Говоря о проблеме добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя, как мне кажется, выделить четких линий добра и зла, хотя в целом произведение носит жестко критический характер.
Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная символика Булгакова сыграла решающую роль. Мы привыкли относиться к любви, описываемой в романах различных писателей, как к явлению чисто положительного характера, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под вопрос единство того мнения, которое столь часто господствует среди нас. Маргарита — далеко не «тургеневская девушка» и не Анна Каренина Толстого по своему складу натуры и ума. Это достаточно дерзкая, грубая женщина, которая любит власть и восхищение. С другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее характер и поведение.
Вторым примером неоднозначности добра и зла в романе является отношение Римского Прокурора Понтия Пилата к Иешуа. С одной стороны, он не прощает той необычности поведения, которая характерна для Иешуа, с другой — он видит в нем избавителя от душевных и физических страданий, пророка.
Таким образом, первый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» направлен вниз, на духовное падение, а второй роман Булгакова «О Понтии Пилате» стремиться ввысь, к духовному озарению.
Как связаны оба романа? Должно быть какое-либо связующее звено, которое соединило бы будущее и прошлое. Этим звеном является Воланд. Он и есть та самая точка зрения, та самая позиция Булгакова, которая строится на основании вечности, а не момента. Воланд — это зеркало, в котором отражаются все поступки людей прошлого и настоящего времени. Он не является злом или добром в романе. Он зеркало истории. Почему Маргарита тянется к Воланду, личности властной и сильной? Возможно потому, что общаясь с ним, она соприкасается с позицией вечности, а это крайне необычно и глобально для нее. Вот и третий пример неоднозначности падения духа, но перед ним, как и полагается, мгновенное озарение, прозрение, которые должны толкнуть человека к самоусовершенствованию.
Мастер и Маргарита проведут какое-то время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному духовному освобождению.
Период соприкосновения Маргариты с позицией вечного в романе «Мастер и Маргарита» соответствует распятию Иешуа на кресте в романе «О Понтии Пилате». Только, соответственно, при распятии Иешуа происходит затемнение рассудка Понтия Пилата.
Почему же оба романа Булгакова так плавно перетекают один в другой? Потому, что Воланд отражает позицию вечности, отражает и каждый момент действительности. С его появлением в Ершалаиме и Москве ничего не меняется в жизни людей и ходе истории.
Если бы можно было изобразить произведение Булгакова схематично, то мы бы увидели график, одна ветвь которого направлена вверх, а другая вниз. Это функция кубической параболы, где верхняя часть графика отражает действие романа «О Понтии Пилате», нижняя — действие романа «Мастер и Маргарита», а точка, где одна часть переходит в другую — позиция Воланда.
Таким образом, добро и зло в произведении М.А.Булгакова уравновешены, и, постоянно переходя то в один, то в другой аспекты, они создают сложную композицию романа.
Я считаю, что Булкагов создал гротескную картину современного ему общества и людей. Это наводит меня на мысль, что в основе «Мастера и Маргариты» лежит идея справедливости. Недаром все нечестные и непорядочные герои романа, были разоблачены Воландом и его свитой. Я думаю, что роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя назвать ни романом прошлого, ни романом будущего, так как проблемы, рассматриваемые в романе были, есть и будут очень актуальны во все времена, особенно это относится к главной проблеме романа — проблеме добра и зла.
Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная символика Булгакова сыграла решающую роль. Мы привыкли относиться к любви, описываемой в романах различных писателей, как к явлению чисто положительного характера, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под вопрос единство того мнения, которое столь часто господствует среди нас. Маргарита — далеко не «тургеневская девушка» и не Анна Каренина Толстого по своему складу натуры и ума. Это достаточно дерзкая, грубая женщина, которая любит власть и восхищение. С другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее характер и поведение.
Вторым примером неоднозначности добра и зла в романе является отношение Римского Прокурора Понтия Пилата к Иешуа. С одной стороны, он не прощает той необычности поведения, которая характерна для Иешуа, с другой — он видит в нем избавителя от душевных и физических страданий, пророка.
Таким образом, первый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» направлен вниз, на духовное падение, а второй роман Булгакова «О Понтии Пилате» стремиться ввысь, к духовному озарению.
Как связаны оба романа? Должно быть какое-либо связующее звено, которое соединило бы будущее и прошлое. Этим звеном является Воланд. Он и есть та самая точка зрения, та самая позиция Булгакова, которая строится на основании вечности, а не момента. Воланд — это зеркало, в котором отражаются все поступки людей прошлого и настоящего времени. Он не является злом или добром в романе. Он зеркало истории. Почему Маргарита тянется к Воланду, личности властной и сильной? Возможно потому, что общаясь с ним, она соприкасается с позицией вечности, а это крайне необычно и глобально для нее. Вот и третий пример неоднозначности падения духа, но перед ним, как и полагается, мгновенное озарение, прозрение, которые должны толкнуть человека к самоусовершенствованию.
Мастер и Маргарита проведут какое-то время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному духовному освобождению.
Период соприкосновения Маргариты с позицией вечного в романе «Мастер и Маргарита» соответствует распятию Иешуа на кресте в романе «О Понтии Пилате». Только, соответственно, при распятии Иешуа происходит затемнение рассудка Понтия Пилата.
Почему же оба романа Булгакова так плавно перетекают один в другой? Потому, что Воланд отражает позицию вечности, отражает и каждый момент действительности. С его появлением в Ершалаиме и Москве ничего не меняется в жизни людей и ходе истории.
Если бы можно было изобразить произведение Булгакова схематично, то мы бы увидели график, одна ветвь которого направлена вверх, а другая вниз. Это функция кубической параболы, где верхняя часть графика отражает действие романа «О Понтии Пилате», нижняя — действие романа «Мастер и Маргарита», а точка, где одна часть переходит в другую — позиция Воланда.
Таким образом, добро и зло в произведении М.А.Булгакова уравновешены, и, постоянно переходя то в один, то в другой аспекты, они создают сложную композицию романа.
Я считаю, что Булкагов создал гротескную картину современного ему общества и людей. Это наводит меня на мысль, что в основе «Мастера и Маргариты» лежит идея справедливости. Недаром все нечестные и непорядочные герои романа, были разоблачены Воландом и его свитой. Я думаю, что роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя назвать ни романом прошлого, ни романом будущего, так как проблемы, рассматриваемые в романе были, есть и будут очень актуальны во все времена, особенно это относится к главной проблеме романа — проблеме добра и зла.