Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с
добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет
волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, автор показывает читателям эту
вечную борьбу добра и зла.
«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге
описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.
Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в
том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
Булгаков недаром пишет, что он «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих
качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами
и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно
определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном
мире Москвы, — бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-
взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий одной
из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А.
Рюхин — закоренелый лицемер
В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
идея Иешуа, что «все люди добрые". То, что она высказывается в описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при
повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу
писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?»--прозвучал
вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
«нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Таким образом,
главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает
против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая
порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.
Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми
принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и
его свита, — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает
только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и
соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к
самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней
любовью, в которой и заключается его сила.
й
любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал.
Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков
общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о
котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,
еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло.
добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет
волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, автор показывает читателям эту
вечную борьбу добра и зла.
«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге
описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.
Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в
том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
Булгаков недаром пишет, что он «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих
качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами
и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно
определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном
мире Москвы, — бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-
взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий одной
из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А.
Рюхин — закоренелый лицемер
В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
идея Иешуа, что «все люди добрые". То, что она высказывается в описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при
повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу
писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?»--прозвучал
вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
«нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Таким образом,
главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает
против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая
порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.
Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми
принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и
его свита, — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает
только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и
соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к
самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней
любовью, в которой и заключается его сила.
й
любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал.
Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков
общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о
котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,
еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло.