Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Мастер и Маргарита
-
Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".
Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот та-
лант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами ок-
ружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов им был задуман роман «Инженер с копытом »,
но с 1937 года он получает другое название — «Мастер и Маргарита».
Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, —
все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда-
вал он этому роману. «Мастер и Маргарита» — творение необыкновенное,
невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской
сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири-
ческого.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психо-
логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман
стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в
то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля-
ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест-
венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на
понимание и признание его романа современниками.
В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода твор-
ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Са-
тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова,
пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь
Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству-
ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы
20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны
там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото-
рая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лири-
ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-
вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо-
лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в
час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столи-
це появляются Сатана и его свита.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мас-
тере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить
блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна-
жения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится
над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его
свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам
логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы
«испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра-
нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,
предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут
перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со
злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В
этом — трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман
о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.
Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя
в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о
том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих
обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры-
вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе-
ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя
аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи-
вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, ни-
каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со
своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном
смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.
Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа-
луй, для Булгакова действительно не существует, как не существует бо-
гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че-
ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный
закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного
ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко ус-
мотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,
возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о
Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле
этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси-
хологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в
себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие
поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победите-
лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво-
ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц
книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван
Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому
суждена долгая жизнь.
«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже ска-
зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова-
ний знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут ду-
мать, много писать.
«Рукописи не горят», -произносит один из героев романа. Булга-
ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс-
тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита-
телей во многих странах мира.
Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу-
женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да-
леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес
суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи-
еся в глубинах.
лант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами ок-
ружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов им был задуман роман «Инженер с копытом »,
но с 1937 года он получает другое название — «Мастер и Маргарита».
Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, —
все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда-
вал он этому роману. «Мастер и Маргарита» — творение необыкновенное,
невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской
сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири-
ческого.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психо-
логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман
стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в
то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля-
ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест-
венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на
понимание и признание его романа современниками.
В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода твор-
ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Са-
тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова,
пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь
Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству-
ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы
20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны
там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото-
рая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и есть лири-
ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-
вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо-
лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в «Мастере и Маргарите» начинаются «однажды весной, в
час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столи-
це появляются Сатана и его свита.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мас-
тере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить
блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна-
жения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится
над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его
свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам
логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы
«испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра-
нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,
предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут
перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со
злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В
этом — трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман
о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.
Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя
в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о
том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих
обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры-
вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе-
ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя
аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи-
вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, ни-
каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со
своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном
смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.
Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа-
луй, для Булгакова действительно не существует, как не существует бо-
гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че-
ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный
закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного
ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко ус-
мотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,
возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о
Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле
этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси-
хологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в
себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие
поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победите-
лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво-
ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц
книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван
Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому
суждена долгая жизнь.
«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже ска-
зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова-
ний знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут ду-
мать, много писать.
«Рукописи не горят», -произносит один из героев романа. Булга-
ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс-
тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита-
телей во многих странах мира.
Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу-
женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да-
леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес
суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи-
еся в глубинах.