Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Мастер и Маргарита
-
Почему, на ваш взгляд. Мастер «не заслужил света, он заслужил покой»
Почему, на ваш взгляд. Мастер «не заслужил света, он заслужил покой»
Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Сначала Булгаков назвал его «Инженер с копытом», но в 1937 году он дает книге новое название — «Мастер и Маргарита». Роман этот — творение необыкновенное, исторически и психологически достоверная книга о том времени. Это соединение сатиры Гоголя и поэзии Данте, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Основа сюжета романа — противопоставление истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.
Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь мессию, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь литературе. «Мастер и Маргарита» — лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве. Несмотря на комизм и сатиру, это роман философский, в котором одной из главных тем является тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть многие философские вопросы, показать на конкретных примерах их решение.
Выбор — это тот стержень, на котором держится весь роман. Любой герой проходит через возможность выбирать. Но у всех героев разные мотивы выбора. Одни делают выбор после долгих раздумий, другие — не раздумывая и не могут переложить ответственность за свои поступки на кого-нибудь другого. В основе выбора Мастера и Понтия Пилата лежат их отрицательные человеческие качества; они приносят страдания не только себе, но и другим людям. Оба героя выбирают сторону зла. Пилат оказался перед трагической дилеммой: выполнить долг, заглушив в себе пробудившуюся совесть, или поступить по совести, но потерять власть, богатство, а может быть, и жизнь.
Его мучительные раздумья приводят к тому, что прокуратор делает выбор в пользу долга, пренебрегая той истиной, которую несет Иешуа. За это высшие силы обрекают его на вечные муки: он обретает славу предателя. Мастером также движут малодушие и слабость, неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумасшедшим и добровольно приходит в психиатрическую больницу. Мотивом к такому поступку послужил провал романа о Пилате. Сжигая рукопись. Мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Думая, что его выбор наилучший и для Маргариты, он невольно обрекает ее на страдание. Вместо того чтобы бороться, он убегает от жизни. И несмотря на то что и Пилат и Мастер принимают сторону зла, один творит его сознательно, от страха, а другой — бессознательно, из-за слабости. Но не всегда герои выбирают зло, руководствуясь отрицательными качествами или эмоциями. Пример этому — Маргарита. Она сознательно стала ведьмой, чтобы вернуть Мастера.
чтобы вернуть Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Любовь служит ей опорой в ее решении. И ее выбор верен потому, что он не приносит горя и страдания.
Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га – Ноцри. Его единственное предназначение в книге — высказать ту идею, которая будет подвергаться в дальнейшем всяческим испытаниям, идею, данную ему свыше: все люди добры, поэтому настанет время, когда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа не просто выбирает добро, но и сам является носителем добра. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений. Он догадывается, что его казнят, но все равно не пытается солгать или что-то скрыть, так как для него говорить правду «легко и приятно». Можно сказать, что только Иешуа и Маргарита сделали действительно правильный выбор; только они способны полностью нести ответственность за свои действия.Тему выбора и ответственности за свой выбор Булгаков развивает и в «московских» главах романа. Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) являются своего рода карающим мечом правосудия, обличающим и называющим разные проявления зла. Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И на поверку оказывается, что люди какими были, такими и остались. На представлении в варьете Воланд испытывает людей, а люди просто кидаются на деньги и вещи. Люди сами сделали этот выбор. И многие из них оказываются справедливо наказанными, когда у них исчезает одежда, а червонцы превращаются в наклейки от нарзана. Выбор человека — это внутренняя борьба между добром и злом. Свой выбор человек делает сам: кем быть, каким быть и на чьей стороне. В любом случае у человека есть внутренний неумолимый судья — совесть. Людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд со свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил.
Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который он сжег в приступе страха и малодушия. Атеист и догматик Берлиоз погибает, а верящие в силу любви и слова Кант, Пушкин, Достоевский, Мастер и Маргарита переносятся в высшую реальность, ибо «рукописи не горят», творения человеческого духа нетленны. Истинное понимание «московских» глав романа невозможно без глубокого проникновения в историю Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Булгаковская версия библейских событий чрезвычайно оригинальна. Автор изобразил не смерть и воскресение сына Божьего, а гибель безвестного странника, объявленного к тому же преступником. Да, Иешуа был преступником в том смысле, что он преступил казавшиеся незыблемыми законы этого мира — и обрел бессмертие.
мертие.
Эти два временных и пространственных пласта связывает между собой и другое грандиозное явление — гроза и тьма, силы природы, охватывающие землю в момент «мировых катастроф», когда Иешуа покидает Ершалаим, а Мастер со своей спутницей — Москву. Каждый читатель романа, закрывая последнюю страницу, задается вопросом о том, так ли уж однозначно определен конец всякой жизни, неизбежна ли смерть духовная и как ее можно избежать.
Человек и война в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» — это высочайшее
достижение поэтического мастерства, проявление гражданской позиции,
понимание сути русского национального характера. «Какая свобода…» —
сказал об этой книге И. А. Бунин. Это самозабвенный порыв сказать правду о
войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила
задуматься:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Поэму «Василий Тёркин» можно назвать энциклопедией Великой
Отечественной войны. «Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный
быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки;
тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая
прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы,
несовместимое — кровь и слезы, шутка и смех. Все это написано простым и при
этом ярким, образным языком» (Ю. Г. Разумовский).
Первые главы «Василия Тёркина» были опубликованы в 1943 году, когда
враг рвался к Волге, в тяжелейшие моменты для бойцов Тёркин помогал им
своим задором, силой духа, верой в победу.
«Василий Тёркин — лицо вымышленное от начала и до конца, плод
воображения… И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у
многих живых людей — нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом
Тёркина…» — писал поэт. Глава «Переправа» во многом отразила пережитое
поэтом еще во время финской войны, а «Перед боем» — впечатления горестного
отступления наших войск «во глубину России»: «То была печаль большая, как
брели мы на восток». Страшная картина гибели «наших стриженых ребят»
настраивала солдат на осознание трудности борьбы с ненавистным врагом, на
ратный подвиг, на горечь потерь в этой войне:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа…
В момент отступления наших войск в 42-м поэт не упрекал, а восславлял
солдата — подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не
только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все
просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны высшими чинами и
их окружением:
…худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один как перст подчас.
Шел он, серый, бородатый,
И, цепляясь за порог,
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней, а что он мог?
Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях,
подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать
в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.
ь за порог,
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней, а что он мог?
Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях,
подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать
в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других. Проплыв в ледяной
воде с рапортом, «ни зубами, ни губами не работает», он, чуть оправившись,
тут же с юмором говорит:
— Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?..
О скромности Тёркина поэт говорит в главе «О награде»:
— Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Задушевность, непосредственность Тёркина раскрывается автором в главе
«Гармонь»:
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно, гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз…
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Встреча Тёркина со старым солдатом располагает к нему старика, который
вспоминает свои бои, свое поколение и вместе с героем рассуждает о войне
нынешней:
И сидят они по-братски
За столом плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо…
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?..
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец…
В главе «От автора» поэт скажет:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Но еще не знал я, право,
Что с печатного столбца
Всем придешься ты по нраву,
А иным войдешь в сердца.
И действительно, Тёркин стал близок каждому солдату, сражающемуся на
войне. Твардовский получал много писем от них с «подсказками»: «А вот бы
еще отразить то-то и то-то…» Всем хотелось продолжения, всем хотелось,
чтобы Тёркин не погиб, дожил до победы:
Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Тёркин, твой солдат.
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек…
И шел по дорогам этой войны простой русский солдат — Иванов, Петров,
Сидоров — он же — Тёркин, чтобы прийти к той долгожданной цели, которая
звалась Ее величество — Победа:
Переправа, переправа…
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой, не ради славы —
Ради жизни на земле.
Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь мессию, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь литературе. «Мастер и Маргарита» — лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве. Несмотря на комизм и сатиру, это роман философский, в котором одной из главных тем является тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть многие философские вопросы, показать на конкретных примерах их решение.
Выбор — это тот стержень, на котором держится весь роман. Любой герой проходит через возможность выбирать. Но у всех героев разные мотивы выбора. Одни делают выбор после долгих раздумий, другие — не раздумывая и не могут переложить ответственность за свои поступки на кого-нибудь другого. В основе выбора Мастера и Понтия Пилата лежат их отрицательные человеческие качества; они приносят страдания не только себе, но и другим людям. Оба героя выбирают сторону зла. Пилат оказался перед трагической дилеммой: выполнить долг, заглушив в себе пробудившуюся совесть, или поступить по совести, но потерять власть, богатство, а может быть, и жизнь.
Его мучительные раздумья приводят к тому, что прокуратор делает выбор в пользу долга, пренебрегая той истиной, которую несет Иешуа. За это высшие силы обрекают его на вечные муки: он обретает славу предателя. Мастером также движут малодушие и слабость, неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумасшедшим и добровольно приходит в психиатрическую больницу. Мотивом к такому поступку послужил провал романа о Пилате. Сжигая рукопись. Мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Думая, что его выбор наилучший и для Маргариты, он невольно обрекает ее на страдание. Вместо того чтобы бороться, он убегает от жизни. И несмотря на то что и Пилат и Мастер принимают сторону зла, один творит его сознательно, от страха, а другой — бессознательно, из-за слабости. Но не всегда герои выбирают зло, руководствуясь отрицательными качествами или эмоциями. Пример этому — Маргарита. Она сознательно стала ведьмой, чтобы вернуть Мастера.
чтобы вернуть Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Любовь служит ей опорой в ее решении. И ее выбор верен потому, что он не приносит горя и страдания.
Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га – Ноцри. Его единственное предназначение в книге — высказать ту идею, которая будет подвергаться в дальнейшем всяческим испытаниям, идею, данную ему свыше: все люди добры, поэтому настанет время, когда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа не просто выбирает добро, но и сам является носителем добра. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений. Он догадывается, что его казнят, но все равно не пытается солгать или что-то скрыть, так как для него говорить правду «легко и приятно». Можно сказать, что только Иешуа и Маргарита сделали действительно правильный выбор; только они способны полностью нести ответственность за свои действия.Тему выбора и ответственности за свой выбор Булгаков развивает и в «московских» главах романа. Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) являются своего рода карающим мечом правосудия, обличающим и называющим разные проявления зла. Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И на поверку оказывается, что люди какими были, такими и остались. На представлении в варьете Воланд испытывает людей, а люди просто кидаются на деньги и вещи. Люди сами сделали этот выбор. И многие из них оказываются справедливо наказанными, когда у них исчезает одежда, а червонцы превращаются в наклейки от нарзана. Выбор человека — это внутренняя борьба между добром и злом. Свой выбор человек делает сам: кем быть, каким быть и на чьей стороне. В любом случае у человека есть внутренний неумолимый судья — совесть. Людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд со свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил.
Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который он сжег в приступе страха и малодушия. Атеист и догматик Берлиоз погибает, а верящие в силу любви и слова Кант, Пушкин, Достоевский, Мастер и Маргарита переносятся в высшую реальность, ибо «рукописи не горят», творения человеческого духа нетленны. Истинное понимание «московских» глав романа невозможно без глубокого проникновения в историю Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Булгаковская версия библейских событий чрезвычайно оригинальна. Автор изобразил не смерть и воскресение сына Божьего, а гибель безвестного странника, объявленного к тому же преступником. Да, Иешуа был преступником в том смысле, что он преступил казавшиеся незыблемыми законы этого мира — и обрел бессмертие.
мертие.
Эти два временных и пространственных пласта связывает между собой и другое грандиозное явление — гроза и тьма, силы природы, охватывающие землю в момент «мировых катастроф», когда Иешуа покидает Ершалаим, а Мастер со своей спутницей — Москву. Каждый читатель романа, закрывая последнюю страницу, задается вопросом о том, так ли уж однозначно определен конец всякой жизни, неизбежна ли смерть духовная и как ее можно избежать.
Человек и война в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» — это высочайшее
достижение поэтического мастерства, проявление гражданской позиции,
понимание сути русского национального характера. «Какая свобода…» —
сказал об этой книге И. А. Бунин. Это самозабвенный порыв сказать правду о
войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила
задуматься:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Поэму «Василий Тёркин» можно назвать энциклопедией Великой
Отечественной войны. «Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный
быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки;
тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая
прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы,
несовместимое — кровь и слезы, шутка и смех. Все это написано простым и при
этом ярким, образным языком» (Ю. Г. Разумовский).
Первые главы «Василия Тёркина» были опубликованы в 1943 году, когда
враг рвался к Волге, в тяжелейшие моменты для бойцов Тёркин помогал им
своим задором, силой духа, верой в победу.
«Василий Тёркин — лицо вымышленное от начала и до конца, плод
воображения… И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у
многих живых людей — нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом
Тёркина…» — писал поэт. Глава «Переправа» во многом отразила пережитое
поэтом еще во время финской войны, а «Перед боем» — впечатления горестного
отступления наших войск «во глубину России»: «То была печаль большая, как
брели мы на восток». Страшная картина гибели «наших стриженых ребят»
настраивала солдат на осознание трудности борьбы с ненавистным врагом, на
ратный подвиг, на горечь потерь в этой войне:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа…
В момент отступления наших войск в 42-м поэт не упрекал, а восславлял
солдата — подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не
только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все
просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны высшими чинами и
их окружением:
…худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один как перст подчас.
Шел он, серый, бородатый,
И, цепляясь за порог,
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней, а что он мог?
Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях,
подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать
в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других.
ь за порог,
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней, а что он мог?
Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях,
подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать
в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других. Проплыв в ледяной
воде с рапортом, «ни зубами, ни губами не работает», он, чуть оправившись,
тут же с юмором говорит:
— Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?..
О скромности Тёркина поэт говорит в главе «О награде»:
— Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Задушевность, непосредственность Тёркина раскрывается автором в главе
«Гармонь»:
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно, гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз…
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Встреча Тёркина со старым солдатом располагает к нему старика, который
вспоминает свои бои, свое поколение и вместе с героем рассуждает о войне
нынешней:
И сидят они по-братски
За столом плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо…
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?..
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец…
В главе «От автора» поэт скажет:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Но еще не знал я, право,
Что с печатного столбца
Всем придешься ты по нраву,
А иным войдешь в сердца.
И действительно, Тёркин стал близок каждому солдату, сражающемуся на
войне. Твардовский получал много писем от них с «подсказками»: «А вот бы
еще отразить то-то и то-то…» Всем хотелось продолжения, всем хотелось,
чтобы Тёркин не погиб, дожил до победы:
Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Тёркин, твой солдат.
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек…
И шел по дорогам этой войны простой русский солдат — Иванов, Петров,
Сидоров — он же — Тёркин, чтобы прийти к той долгожданной цели, которая
звалась Ее величество — Победа:
Переправа, переправа…
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой, не ради славы —
Ради жизни на земле.