Русские сочинения - Булгаков М.А. - Мастер и Маргарита - Сочинение по эпизоду романа «Последние похождения Коровьева и Бегемота»

Сочинение по эпизоду романа «Последние похождения Коровьева и Бегемота»

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»– произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм – многие литературные приемы использованы талантливым писателем, они обладают необыкновенной силой воздействия на читателя. С этими приемами мы встречаемся и в 28 главе.

Изображение событий в магазине, похождение двух главных действующих лиц – такова тема эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота». Но автору необходимо показать не сами события, а их нравственную составляющую, так как именно нравственный уровень человека определяется его способностью к духовному развитию и совершенствованию. Мне кажется, это одна из главных проблем, которую решает автор.

Из предыдущей главы мы узнаем, что в доме на Садовой улице произошел пожар, и люди видели, как из окна пятого этажа вылетели три силуэта.

«Были ли эти силуэты или они только померещились пораженным страхом жильцам злосчастного дома на Садовой, конечно, с точностью сказать нельзя». Так начинается эпизод «Последние похождения Коровьева и Бегемота».

Герои приходят в магазин, устраивают там погром, поджог и исчезают. Таков сюжет данного фрагмента. Он очень прост, но в то же время интересен и захватывает читателя.

Эпизод начинается с завязки – «у дверей Торгсина появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный кот». Они пытаются зайти в магазин, преградивший им путь швейцар говорит, что в Торгсин с котами нельзя. Но кота уже нет. На его месте стоит «толстяк в рваной кепке, смахивающий рожей на кота». Таким образом, Булгаков как бы совмещает реальное и нереальное, действительное и фантастическое в единое целое. Торгсин на Смоленском рынке существует на самом деле, хамство швейцара – тоже неотъемлемый атрибут эпохи, с другой стороны – волшебное превращение кота в человека. Писатель показывает некий абсурдный мир, но это, к сожалению, никого не удивляет.

Далее действия разворачиваются стремительно. Коровьев и Бегемот направляются прямо к стыку гастрономического и кондитерского отделений. Бегемот ест все, начиная с мандаринов и заканчивая селедкой (и то, только потому, что его остановили), этим вызывает ужас у продавцов, и посетителей. Своим поведением герои вносят смуту и беспорядок. Вместо тишины и покоя, царивших в магазине до этого, всюду крики, грубость, ругань.

Старичок из толпы бьет иностранца подносом «по плешивой голове». Толстяк садится в кадку с сельдью и кричит на чисто русском языке: «Убивают! Милиция!».

Ключевым моментом эпизода, его кульминацией, по моему мнению, является поджог Бегемотом магазина. Начинается паника.

«Оба хулигана взлетели вверх под потолок и там будто бы оба лопнули, как воздушные детские шары». Это развязка, которая несет в себе очень важную авторскую мысль: за безнравственность людей всегда ждет расплата.

Композиция эпизода носит кольцевой характер. Коровьев и Бегемот появляются ниоткуда и исчезают никуда. «Но чегоне знаем, того не знаем»,- поясняет нам автор.

не знаем, того не знаем»,- поясняет нам автор.

Особо в этом эпизоде, хочется сказать о речевой характеристике героев. Обилие просторечной лексики сопутствует каждому из героев, будь он главным или второстепенным. Бегемота сопровождает следующая лексика: «прущий в магазин», «сожравши», «выплюнув хвосты»). Да, он такой. И не хочет казаться лучше. Но это честнее, чем выдавать себя за иностранца, чтобы отовариться в валютном магазине.

Казалось бы, «швейцар-миззантроп» произносит всего две реплики, но мастерски, несколькими штрихами рисует Булгаков его характер: «выпучил глаза», «прохрипел раздраженно». Причем слово «раздраженно» автор упоминает дважды. Важно подчеркнуть именно эту черту. К этому можно добавить и прямую авторскую характеристику этого героя — эпитет «крайне недоброжелательный».

Речь Коровьева, обращенная к покупателям, насыщена риторическими вопросами и восклицаниями, что придает ей особую взволнованность и эмоциональность. Она сопровождается жестами и мимикой, сменой интонации. Повторы («бедный человек, «горько», «откуда», «нашему-то»), синонимы («бедный человек» — «горемыка») создают определенную эмоциональную атмосферу, а в сочетании с контрастным рядом однородных членов, показывающих иностранца ( « в парадном сиреневом костюме, от лососины распух, набит валютой») помогают лучше понять внутреннее состояние публики. Она сочувствует «пострадавшему» Бегемоту и проявляет агрессию по отношению к иностранцу.

Наряду с высокими словами («истомлен», «жаждой») «бывший регент» употребляет и просторечные обороты ( «ась»,«цена три копейки», «от лососины распух»,»набит валютой»).

Интересны в его речи обращения: « дорогой мой», «драгоценнейший», «душенька», «милочка», «красавица». Кажется, он расположен к людям, идет к ним с добром. Но на него либо не обращают внимания, либо открыто грубят в ответ.

Булгаков – мастер портрета. Мы не встретим у писателя подробного описания внешности человека. Важную роль играют здесь детали. Швейцар «маленький, костлявый», у него лохматые, «как бы молью изъеденные сивые брови». Иностранец «низенький, квадратный, бритый до синевы, в роговых очках, в новешенькой шляпе, в сиреневом пальто и лайковых рыжих перчатках». «Маленькие» люди, по Булгакову, неподвижные, статичные, они вызывают у автора, да и у читателя неприязнь. Нельзя не заметить и прием цветописи, которым часто пользуется писатель. Неинтересные ему люди всегда серые, незаметные. Этот цвет и его оттенки олицетворяют безрадостность жизни, никчемность, пустоту.

Главные герои эпизода описаны иначе. Большее внимание уделяется их внешнему виду. Коровьев – «длинный гражданин в клетчатом костюме». Бегемот – «толстяк в рваной кепке» с «рожей» кота. Но ведь те люди, которых они хотели еще раз испытать, привыкли встречать «по одежке», это для них главное.

На примере событий в Торгсине писатель показывает огромный мир, который хорошо знал сам, со всей его жестокостью, хамством, лицемерием.

Читая этот небольшой фрагмент из романа, понимаешь, что люди оцениваются М.

ь, что люди оцениваются М.А.Булгаковым на основе нравственного критерия – критерия добра, честности, бескорыстия, душевной ясности и простоты. У автора нет деления на положительных и отрицательных героев. Но ему более симпатичны те, кто ведет себя естественно, правдиво и честно. И поэтому симпатии читателей на стороне Коровьева и «коварного Бегемота» .

Роман «Мастер и Маргарита» — роман притчевый, философский, в нем сильно метафизическое начало. Но фантастика для М.Булгакова не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире светлого и темного начала. Все остальное – лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла. Эта мысль получит дальнейшее развитие в следующих эпизодах.