Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Мастер и Маргарита
-
Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. Булгакова. Работа над романом, начатым зимой 1928-29 гг., велась в общей сложности более 10 лет. Авторская правка шла до последних дней. Параллельно с этим создавались другие произведения, но роман «Мастер и Маргарита» стал книгой, с которой Булгаков не мог расстаться, — «романом-судьбой, романом-завещанием» (В. Лакшин). Про некоторых писателей можно сказать, что они на протяжении всей своей творческой жизни разрабатывали одну тему. Такой «сквозной» темой для Лермонтова стала тема «гонимого миром странника», человека, находящегося в неизбежном конфликте с обществом. Тургенев представил в своих романах образы героев эпохи. Достоевский выступал за устройство мира по христианским законам. Для Булгакова же главной темой стала тема творчества, осмысление судьбы художника, противостоящего власти, и роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя весь художественный опыт писателя.
Своего героя — мастера — Булгаков наделяет чертами собственной биографии. Обстановка травли, в которой автор оказался со 2-й половины 20-х гг., напоминает обстоятельства, о которых рассказывает герой романа. На долю Булгакова выпали уничтожающие разносы в прессе, снятие его пьес с репертуара, невозможность печататься. Казалось, что мир специально устроен так, чтобы помешать воплощению замыслов художника. В «Мастере и Маргарите», как и в других произведениях Булгакова («Адам и Ева», «Блаженство», «Театральный роман», «Кабала святош», «Последние дни»), как и в самой его жизни, власть пытается помешать творцу приблизиться к истине, открывает травлю на него, стремится погубить. Москвичи тридцатых годов — это люди с запрограммированным сознанием, мыслящие исключительно в пределах установленных рамок. За границы определенных представлений не выходят даже те, кто, казалось бы, нричастен к творчеству. Но в том-то и дело, что эта причастность — кажущаяся. Разве можно назвать творческими людьми в истинном смысле этого слова членов МАССОЛИТа? Билет, известный всей Москве, — «коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой», — билет, дающий право на множество жизненных благ, — вот что отличает этих людей от прочих. Подлинного же художника возвышает над окружением талант, заставляющий стремиться к истине. Всесильная власть превратила литературу в часть тоталитарного уклада жизни, и печальна история человека, не способствующего его укреплению. Мастер вдохновенно работает над романом на «странную тему» и потому становится жертвой прислужников режима. Мастеру приходится пережить крах надежд, стать свидетелем поругания над истиной и попрания справедливости, Его роман называют «попыткой протащить в печать апологию Иисуса Христа», «пилатчинрй». Трудно забыть, как мастер вернулся в свой дворик к светящимся окнам «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами». Причиной ареста послужил донос Алоизия Могарыча: он прочитал статью Латунского о романе и сообщил, что его автор хранит у себя нелегальную литературу. Но Латунский и ему подобныекритики, ограждая литературу от «пилатчины» во имя ложно понятого порядка, сами становятся преградой правде.
критики, ограждая литературу от «пилатчины» во имя ложно понятого порядка, сами становятся преградой правде.
Герой Булгакова не желает становиться духовным приспособленцем. Его роман — истина от первого до последнего слова. «О, как я угадал!» — поражаясь, шепчет сам мастер. Кажется, что он достоин высшей награды.
Но почему же тогда посмертную судьбу мастера определяют слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? Конечно, я не думаю, что покой — чересчур ущербная награда. Покой Всегда считался одной из высших человеческих ценностей. Вспомним Пушкина: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит!...». Это стихотворение содержит формулу: «на свете счастья нет, но есть покой и воля». О необходимости «покоя и воли» для «освобождения гармонии» писал Александр Блок в статье «О назначении поэта». Слово «покой» часто встречается в письмах Булгакова. О значимости этого понятия для писателя говорит и упоминание о нем в тексте романа: Понтий Пилат страдает оттого, что и ночью при луне ему «нет покоя». Обретение покоя — это действительно то, чего жаждет истерзанная душа булгаков-ского мастера. В последнем приюте он получает полную свободу, возможность творить вечно. Но все же покой, несмотря на всю свою ценность, ниже света. Однако свет мастер и в самом деле не заслужил. Созданный роман оказался для него непосильной ношей. Перенесенные страдания сломили мастера, лишили «мечтаний и вдохновений», внутренне опустошили. Насколько деятельна, активна Маргарита, настолько мастер безропотен. Маргарита радуется возвращенной Воландом рукописи, мастера же пугает ее возвращение: он хочет навсегда забыть о своем романе, вычеркнуть, можно даже сказать, вытолкнуть его из жизни. Он отказывается от продолжения писательского труда, подобно тому, как отказался от своей фамилии. А оставление собственного призвания, по Булгакову, тяжкий грех.
И все же я считаю, что мастер достоин восхищения: его роман — это утверждение веры среди безверия, подлинного искусства на фоне жалкой МАССОЛИТовс-кой суеты.
Своего героя — мастера — Булгаков наделяет чертами собственной биографии. Обстановка травли, в которой автор оказался со 2-й половины 20-х гг., напоминает обстоятельства, о которых рассказывает герой романа. На долю Булгакова выпали уничтожающие разносы в прессе, снятие его пьес с репертуара, невозможность печататься. Казалось, что мир специально устроен так, чтобы помешать воплощению замыслов художника. В «Мастере и Маргарите», как и в других произведениях Булгакова («Адам и Ева», «Блаженство», «Театральный роман», «Кабала святош», «Последние дни»), как и в самой его жизни, власть пытается помешать творцу приблизиться к истине, открывает травлю на него, стремится погубить. Москвичи тридцатых годов — это люди с запрограммированным сознанием, мыслящие исключительно в пределах установленных рамок. За границы определенных представлений не выходят даже те, кто, казалось бы, нричастен к творчеству. Но в том-то и дело, что эта причастность — кажущаяся. Разве можно назвать творческими людьми в истинном смысле этого слова членов МАССОЛИТа? Билет, известный всей Москве, — «коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой», — билет, дающий право на множество жизненных благ, — вот что отличает этих людей от прочих. Подлинного же художника возвышает над окружением талант, заставляющий стремиться к истине. Всесильная власть превратила литературу в часть тоталитарного уклада жизни, и печальна история человека, не способствующего его укреплению. Мастер вдохновенно работает над романом на «странную тему» и потому становится жертвой прислужников режима. Мастеру приходится пережить крах надежд, стать свидетелем поругания над истиной и попрания справедливости, Его роман называют «попыткой протащить в печать апологию Иисуса Христа», «пилатчинрй». Трудно забыть, как мастер вернулся в свой дворик к светящимся окнам «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами». Причиной ареста послужил донос Алоизия Могарыча: он прочитал статью Латунского о романе и сообщил, что его автор хранит у себя нелегальную литературу. Но Латунский и ему подобныекритики, ограждая литературу от «пилатчины» во имя ложно понятого порядка, сами становятся преградой правде.
критики, ограждая литературу от «пилатчины» во имя ложно понятого порядка, сами становятся преградой правде.
Герой Булгакова не желает становиться духовным приспособленцем. Его роман — истина от первого до последнего слова. «О, как я угадал!» — поражаясь, шепчет сам мастер. Кажется, что он достоин высшей награды.
Но почему же тогда посмертную судьбу мастера определяют слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? Конечно, я не думаю, что покой — чересчур ущербная награда. Покой Всегда считался одной из высших человеческих ценностей. Вспомним Пушкина: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит!...». Это стихотворение содержит формулу: «на свете счастья нет, но есть покой и воля». О необходимости «покоя и воли» для «освобождения гармонии» писал Александр Блок в статье «О назначении поэта». Слово «покой» часто встречается в письмах Булгакова. О значимости этого понятия для писателя говорит и упоминание о нем в тексте романа: Понтий Пилат страдает оттого, что и ночью при луне ему «нет покоя». Обретение покоя — это действительно то, чего жаждет истерзанная душа булгаков-ского мастера. В последнем приюте он получает полную свободу, возможность творить вечно. Но все же покой, несмотря на всю свою ценность, ниже света. Однако свет мастер и в самом деле не заслужил. Созданный роман оказался для него непосильной ношей. Перенесенные страдания сломили мастера, лишили «мечтаний и вдохновений», внутренне опустошили. Насколько деятельна, активна Маргарита, настолько мастер безропотен. Маргарита радуется возвращенной Воландом рукописи, мастера же пугает ее возвращение: он хочет навсегда забыть о своем романе, вычеркнуть, можно даже сказать, вытолкнуть его из жизни. Он отказывается от продолжения писательского труда, подобно тому, как отказался от своей фамилии. А оставление собственного призвания, по Булгакову, тяжкий грех.
И все же я считаю, что мастер достоин восхищения: его роман — это утверждение веры среди безверия, подлинного искусства на фоне жалкой МАССОЛИТовс-кой суеты.