Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Мастер и Маргарита
-
Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».
Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» не был опубликован при жизни автора и увидел свет лишь в середине шестидесятых годов. Первоначальный замысел романа включал много острейших проблем, среди которых — тема условия творчества русского художника в оккупированной России. У Булгакова вызывала гнев та глумливая травля, которой подвергались русские писатели и драматурги со стороны русофобствующих официальных учреждений, прессы и карательных организаций. Роман, как и многие другие произведения писателя, подвергся резкой критике, более того, критика писателя приобрела характер неистовой брани. «Особенно поразили его допросы, учиненные ему в ОГПУ. Именно после вызовов в это заведение у него зародилась казалось бы дикая мысль: «Москва ли это? В России ли я пребываю? Не обратилась ли «красная столица» в Ершалаим?»,- свидетельствует В. И. Лосев.
Роман был написан за несколько месяцев, причем в двух редакциях. При этом наиболее ярко зазвучала новая для писателя тема – тема судьбы одарённейшей личности в условиях тирании и мракобесия.
Так в своем романе Булгаков повествует о простом человеке, написавшем роман об Иисусе Христе. Точнее, это уже непростой человек, если его рукопись была оценена так высоко самим Богом: за это творение Мастеру обеспечивался вечный покой. Но в реальной жизни ему, создателю гениального произведения, приходилось нелегко. Его роману о Понтии Пилате и казненном Иешуе, появившемуся на свет в трудное, жестокое время, не суждено было появиться на полках магазинов и в руках читателей. Мастера, не состоявшего в МАССОЛИТЕ, не связанного с бюрократией и коррупцией, царившей в стенах литературного дома, просто лишили всяких возможностей опубликовать свой роман. Настоящий талант не смог конкурировать со штампами, установленными советским правительством. В Москве тогда было только одно заведение, где люди оставались самими собой — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечится от навязчивых догм Берлиоза, где он прозреет и станет последователем и учеником Мастера.
Но что же чувствует сам Мастер, оскорбленный и униженный? И кто помогал ему справиться с депрессией и разочарованием в жизни? Ну, конечно же, это была Маргарита. Она, женщина, искренне любящая и во всем поддерживающая своего возлюбленного, считала его истинным гением. Только она придавала ему силы, когда он писал свой роман, и только она делала все, чтобы помочь ему, когда литературные критики «растерзали» его творение в пух и прах. К ее великому сожалению, а правильнее, к великому ее горю, Мастер сжигает свой роман и его копии. В последний момент Маргарита успевает спасти от огня лишь одну тетрадь, с обожженными краями. Она мечтает, что скоро все изменится, Мастер по памяти воссоздаст свой роман, который будет признан и оценен должным образом, а виновники этой трагедии будут наказаны.
Но все оборачивается совершенно иным образом. Мастер и Маргарита теряют друг друга. Казалось бы, ничто не сможет помочь им.
Воланд дает Маргарите надежду, шанс снова быть вместе с возлюбленным, вернуть счастье, так беспощадно отобранное у них жестокими, жадными людьми. Не задумываясь ни на минуту, Маргарита соглашается на условия посланника Сатаны. Она превращается в ведьму, летит неизвестно куда, не известно зачем…Лишь бы только увидеть своего гения.
Только истинно любящая женщина согласится пойти на такие безумства, через которые прошла Маргарита: быть королевой на балу у самого Сатаны, позволять целовать свое колено тысячам грешников, купаться в крови… Она, наверно, сделала это еще много раз, если бы это было нужно, чтобы вернуть Мастера. Но и этого хватит с лихвой, чтобы убедиться в её неисчерпаемой любви. И Воланд исполняет свое обещание – возвращает измученной женщине самое ценное в ее жизни – Мастера и его роман.
Сатана, карающий людей за ложь и бесчестие, предстает перед нами в образе справедливого судьи. Он не только возвращает Маргарите ее возлюбленного, но и делает все необходимое, чтобы они жили вместе долго и счастливо: Мастер больше не числится среди больных клиники, его подвал, присвоенный неким Магарычем, снова принадлежит ему. Но самое главное – он вернул им роман, целый и невредимый, во всех пяти экземплярах; ведь «рукописи не горят».
Но и этим не ограничиваются приключения, так внезапно обрушившиеся на влюбленных. Там, наверху, было решено предоставить Мастеру и его избраннице право на вечный покой. И Воланд со своей свитой препровождает их к месту их нового дома, в котором они, необремененные никакими заботами, будут жить и наслаждаться тем, что они вместе.
Мастер в романе не смог одержать победу над несправедливостью реальной жизни. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу.
Мастера и Маргариту уже не интересуют и не касаются реалии жизни. Таким образом, на мой взгляд, победа все таки осталась за всепопеждающей силой любви и творчества.
Автор сочинения: Брызгалова Ольга
Puma.ru@hotmail.com
Роман был написан за несколько месяцев, причем в двух редакциях. При этом наиболее ярко зазвучала новая для писателя тема – тема судьбы одарённейшей личности в условиях тирании и мракобесия.
Так в своем романе Булгаков повествует о простом человеке, написавшем роман об Иисусе Христе. Точнее, это уже непростой человек, если его рукопись была оценена так высоко самим Богом: за это творение Мастеру обеспечивался вечный покой. Но в реальной жизни ему, создателю гениального произведения, приходилось нелегко. Его роману о Понтии Пилате и казненном Иешуе, появившемуся на свет в трудное, жестокое время, не суждено было появиться на полках магазинов и в руках читателей. Мастера, не состоявшего в МАССОЛИТЕ, не связанного с бюрократией и коррупцией, царившей в стенах литературного дома, просто лишили всяких возможностей опубликовать свой роман. Настоящий талант не смог конкурировать со штампами, установленными советским правительством. В Москве тогда было только одно заведение, где люди оставались самими собой — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там Бездомный излечится от навязчивых догм Берлиоза, где он прозреет и станет последователем и учеником Мастера.
Но что же чувствует сам Мастер, оскорбленный и униженный? И кто помогал ему справиться с депрессией и разочарованием в жизни? Ну, конечно же, это была Маргарита. Она, женщина, искренне любящая и во всем поддерживающая своего возлюбленного, считала его истинным гением. Только она придавала ему силы, когда он писал свой роман, и только она делала все, чтобы помочь ему, когда литературные критики «растерзали» его творение в пух и прах. К ее великому сожалению, а правильнее, к великому ее горю, Мастер сжигает свой роман и его копии. В последний момент Маргарита успевает спасти от огня лишь одну тетрадь, с обожженными краями. Она мечтает, что скоро все изменится, Мастер по памяти воссоздаст свой роман, который будет признан и оценен должным образом, а виновники этой трагедии будут наказаны.
Но все оборачивается совершенно иным образом. Мастер и Маргарита теряют друг друга. Казалось бы, ничто не сможет помочь им.
Воланд дает Маргарите надежду, шанс снова быть вместе с возлюбленным, вернуть счастье, так беспощадно отобранное у них жестокими, жадными людьми. Не задумываясь ни на минуту, Маргарита соглашается на условия посланника Сатаны. Она превращается в ведьму, летит неизвестно куда, не известно зачем…Лишь бы только увидеть своего гения.
Только истинно любящая женщина согласится пойти на такие безумства, через которые прошла Маргарита: быть королевой на балу у самого Сатаны, позволять целовать свое колено тысячам грешников, купаться в крови… Она, наверно, сделала это еще много раз, если бы это было нужно, чтобы вернуть Мастера. Но и этого хватит с лихвой, чтобы убедиться в её неисчерпаемой любви. И Воланд исполняет свое обещание – возвращает измученной женщине самое ценное в ее жизни – Мастера и его роман.
Сатана, карающий людей за ложь и бесчестие, предстает перед нами в образе справедливого судьи. Он не только возвращает Маргарите ее возлюбленного, но и делает все необходимое, чтобы они жили вместе долго и счастливо: Мастер больше не числится среди больных клиники, его подвал, присвоенный неким Магарычем, снова принадлежит ему. Но самое главное – он вернул им роман, целый и невредимый, во всех пяти экземплярах; ведь «рукописи не горят».
Но и этим не ограничиваются приключения, так внезапно обрушившиеся на влюбленных. Там, наверху, было решено предоставить Мастеру и его избраннице право на вечный покой. И Воланд со своей свитой препровождает их к месту их нового дома, в котором они, необремененные никакими заботами, будут жить и наслаждаться тем, что они вместе.
Мастер в романе не смог одержать победу над несправедливостью реальной жизни. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу.
Мастера и Маргариту уже не интересуют и не касаются реалии жизни. Таким образом, на мой взгляд, победа все таки осталась за всепопеждающей силой любви и творчества.
Автор сочинения: Брызгалова Ольга
Puma.ru@hotmail.com