Фантастика в «Собачьем сердце»
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу и избавив от лишений. Грандиозный литературный эксперимент, проведенный Булгаковым, доказал: для того чтобы сделать из злобного и трусливого бродячего пса человека, мало пересадить ему человеческие железы и досыта накормить. В благоприятных условиях хамство, злоба и наглость только развернутся, искренне веря, что только себе и своим достоинствам обязаны такой прекрасной жизнью.
Бродячий пес, подворовывающий на помойках, битый, тощий, запуганный, неожиданно попадает, как ему кажется, в собачий рай. Колбаса, теплая квартира, мягкая подстилка и уважительное обращение «Шарик»… Можно благодарить судьбу и любить дорогого человека, который пожалел несчастную животину. Но натура Шарикова блестяще показана уже в его «собачий период». Вместо того чтобы испытывать благодарность, он немедленно начинает искать у себя качества, за которые его полюбили. И находит: не иначе как он не простых кровей, наверное, бабушка согрешила с водолазом… Как зло высмеяны эти поиски несуществующих благородных предков! Еще недавно забитая дворняга не смела посмотреть на швейцара, стоящего у роскошного подъезда, и вот уже у нее появляются смелые мысли: как бы цапнуть этого швейцара за мозолистую пролетарскую ногу. У профессора Преображенского пес продолжает вычислять, кто будет союзником, кто — врагом. Характерна эта черта для всех хамов, попавших на более высокое место: сразу же искать врагов. Она пригодится Шарикову, превращенному в человека, и поможет ему без труда вписаться в систему, где поиски врагов заменили разумный труд.
Став человеком, хотя бы внешне, Шариков моментально усваивает человеческий эквивалент собачьего хамства. Изъясняться начинает только лозунгами, профессор вместо признательности вызывает у него жуткую злобу и зависть: почему это он роскошествует в семи комнатах, имеет сорок пар брюк. И вообще — взять все и поделить между нуждающимися, начиная, конечно, с Шарикова.
Шариков легко находит единомышленников. Это «товарищи», как и он, озабоченные поисками врагов и стремящиеся отнять и поделить, установив тем самым доступное их пониманию равенство. Причем никто не задается вопросом, чего стоит ученому его
труд, его успех, сколько таланта и сил нужно затратить на достижение результата в научной работе. Это не важно, швондеры и шариковы уверены, что если бы у них была квартира в семь комнат и прислуга, то они оперировали бы не хуже профессора Преображенского. С наслаждением питомец ученого утверждает в доме новые стандарты: пьяные дебоши, хамство, неопрятность, наглость прорвавшегося к власти подонка. Он выбирает для себя вполне подходящую сферу деятельности — уничтожение бродячих животных. Вот теперь можно дать волю ненависти к кошкам! И как это типично — использовать власть только для того, чтобы рассчитаться с теми, кого ты ненавидел, но не мог уничтожить.
ожить. Будучи бродячим псом, Шарик ненавидел всех, кто издевался над ним. Став человеком, он открыл для себя целую идеологию ненависти. Пролетариат должен отомстить буржуазии, нищие и бездомные — богатым и сытым, неграмотные — образованным. Всю реальную силу, сосредоточенную теперь в руках бывших бесправных, они тратят не на строительство нового, своего мира, а на сведение счетов.
В повести победное шествие Шарикова профессор решительно прерывает, проведя операцию по обратному превращению человека в собаку. Шарик ведет сытую жизнь (ведь профессору не пришло в голову мстить псу), лениво размышляет о том, что были-таки среди его предков породистые собаки, и наслаждается тем, как ему повезло. В реальной жизни все гораздо печальнее. Шариковы чаще всего побеждают.
Булгаков не делает окончательных выводов, не считает, что тот, кто рожден в неблагоприятных условиях, не станет человеком. Писатель предупреждает: превращение в человека — долгая и тяжелая работа, который за тебя никто не сделает. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и превратить Золушку в принцессу, потому что, попав во дворец, она в первую очередь отправится туда, где ей привычно: на кухню. А про Шарикова можно сказать словами Алисы из сказки Кэрролла: «Хорошо, что он не остался ребенком. Как ребенок он был бы ужасен, а как поросенок он очень мил».
Творчество М.А.Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского народа». Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века.
В основе повести «Собачье сердце» лежит великий эксперимент. Главный герой — профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, — задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема нового Фауста, но она носит трагикомический характер. Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» — алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова — ругань, первое отчетливое слово — «буржуи». А потом — уличные выражения, и возникает омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни: он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.
Повесть «Собачье сердце» несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране.
о четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, тоже воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Ведь сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..
Бродячий пес, подворовывающий на помойках, битый, тощий, запуганный, неожиданно попадает, как ему кажется, в собачий рай. Колбаса, теплая квартира, мягкая подстилка и уважительное обращение «Шарик»… Можно благодарить судьбу и любить дорогого человека, который пожалел несчастную животину. Но натура Шарикова блестяще показана уже в его «собачий период». Вместо того чтобы испытывать благодарность, он немедленно начинает искать у себя качества, за которые его полюбили. И находит: не иначе как он не простых кровей, наверное, бабушка согрешила с водолазом… Как зло высмеяны эти поиски несуществующих благородных предков! Еще недавно забитая дворняга не смела посмотреть на швейцара, стоящего у роскошного подъезда, и вот уже у нее появляются смелые мысли: как бы цапнуть этого швейцара за мозолистую пролетарскую ногу. У профессора Преображенского пес продолжает вычислять, кто будет союзником, кто — врагом. Характерна эта черта для всех хамов, попавших на более высокое место: сразу же искать врагов. Она пригодится Шарикову, превращенному в человека, и поможет ему без труда вписаться в систему, где поиски врагов заменили разумный труд.
Став человеком, хотя бы внешне, Шариков моментально усваивает человеческий эквивалент собачьего хамства. Изъясняться начинает только лозунгами, профессор вместо признательности вызывает у него жуткую злобу и зависть: почему это он роскошествует в семи комнатах, имеет сорок пар брюк. И вообще — взять все и поделить между нуждающимися, начиная, конечно, с Шарикова.
Шариков легко находит единомышленников. Это «товарищи», как и он, озабоченные поисками врагов и стремящиеся отнять и поделить, установив тем самым доступное их пониманию равенство. Причем никто не задается вопросом, чего стоит ученому его
труд, его успех, сколько таланта и сил нужно затратить на достижение результата в научной работе. Это не важно, швондеры и шариковы уверены, что если бы у них была квартира в семь комнат и прислуга, то они оперировали бы не хуже профессора Преображенского. С наслаждением питомец ученого утверждает в доме новые стандарты: пьяные дебоши, хамство, неопрятность, наглость прорвавшегося к власти подонка. Он выбирает для себя вполне подходящую сферу деятельности — уничтожение бродячих животных. Вот теперь можно дать волю ненависти к кошкам! И как это типично — использовать власть только для того, чтобы рассчитаться с теми, кого ты ненавидел, но не мог уничтожить.
ожить. Будучи бродячим псом, Шарик ненавидел всех, кто издевался над ним. Став человеком, он открыл для себя целую идеологию ненависти. Пролетариат должен отомстить буржуазии, нищие и бездомные — богатым и сытым, неграмотные — образованным. Всю реальную силу, сосредоточенную теперь в руках бывших бесправных, они тратят не на строительство нового, своего мира, а на сведение счетов.
В повести победное шествие Шарикова профессор решительно прерывает, проведя операцию по обратному превращению человека в собаку. Шарик ведет сытую жизнь (ведь профессору не пришло в голову мстить псу), лениво размышляет о том, что были-таки среди его предков породистые собаки, и наслаждается тем, как ему повезло. В реальной жизни все гораздо печальнее. Шариковы чаще всего побеждают.
Булгаков не делает окончательных выводов, не считает, что тот, кто рожден в неблагоприятных условиях, не станет человеком. Писатель предупреждает: превращение в человека — долгая и тяжелая работа, который за тебя никто не сделает. Нельзя взмахнуть волшебной палочкой и превратить Золушку в принцессу, потому что, попав во дворец, она в первую очередь отправится туда, где ей привычно: на кухню. А про Шарикова можно сказать словами Алисы из сказки Кэрролла: «Хорошо, что он не остался ребенком. Как ребенок он был бы ужасен, а как поросенок он очень мил».
Творчество М.А.Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему «трагедии русского народа». Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России в первой половине XX века.
В основе повести «Собачье сердце» лежит великий эксперимент. Главный герой — профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, — задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема нового Фауста, но она носит трагикомический характер. Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» — алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова — ругань, первое отчетливое слово — «буржуи». А потом — уличные выражения, и возникает омерзительный «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».
Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий, чувствует себя хозяином жизни: он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным существом абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.
Повесть «Собачье сердце» несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране.
о четкий авторский взгляд на все, что происходит в стране. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, тоже воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Он видел, что в России стремятся создать новый тип человека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением, но который получил от государства огромные права Именно такой человек удобен для новой власти, потому что он положит в грязь тех, кто независим, умен, высок духом.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале XX века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Ведь сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..