Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце»
Сатирические произведения, высмеивающие недостатки общества были распространённым жанром в 20е годы 20го века, одна из них «Собачье сердце».
Это произведение напечатали только в 80е годы, спустя много лет после смерти автора, т.к. оно является сатирическим изображением человека рождённого революцией, этот человек Шариков (история происхождения). Что же он из себя представляет? Это невежда, которого Швондер (председатель домкома), образовывает через политическую литературу, так он читает переписку Энгельса и Каутского и не согласен ни с тем, ни с другим: «пишут, пишут, а надо всё взять и поделить», вот это и есть новое мышление: «не заработать, а поделить заработанное другими», получить дармовые блага. По этому принципу он претендует на квартиру Преображенского, который превратил его из пса в человека, для этого он использовал самые подлые средства. Решил привести жену и таким образом выселить Борменталя. Шариков по сущности своей хам, самые первые слова осознанно произнесённые им после превращения в человека: «Отлезь гнида».
Он невежа, досаждает профессору своими манерами, носит яркие галстуки, заплёвывает дом, но это не помешало ему занять руководящую должность (начальник отдела по очистке города). Новый человек не состоялся, профессор вынужден превратить его обратно в пса, после того как Шариков собрался писать на него донос. И он снова стал глуповатым, но довольно милым существом. Судя по этому фантастическому сюжету Булгаков скептически относился к лозунгу выдвинутому Лениным: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». В этом произведении есть сатира и на новую власть, которую представляет Швондер и его подчиненные, они не занимаются своими прямыми обязанностями по улучшению быта жильцов, зато они подолго репетируют хоровое пение, настойчиво продают жильцам журналы в пользу детей Германии, хотя своих бездомных хватало, отсюда, считает Преображенский и происходит разруха, она бывает когда каждый плохо исполняет свои обязанности и делает то, что ему несвойственно, а разруха на лицо, воруют колонии, которые раньше спокойно стояли на лестничной клетке, стали ходить через чёрный ход, а парадный почему-то забили, убрали дорожку с лестницы. Для того чтобы убедительнее раскрыть эти мысли, автор использует различные средства. Элемент фантастики помогает выразить мысль о несбыточности надежд на улучшение общества революционным путём. Речевая характеристика героев показывает разницу между людьми старо воспитания и новыми, который были никем, а стали всем.
Яркая, точная, образная речь Преображенского и вульгарный язык Шарикова, портрет Шарикова тоже говорит не в его пользу, низкий лоб, маленькие глазки. Один из критиков сказал: «Все мы дети и внуки Шарикова», к сожалению черты этого героя трудноискоренимы: невежество, хамство в деле сохранились и сейчас, поэтому повесть Булгакова злободневна и в наше время.
Это произведение напечатали только в 80е годы, спустя много лет после смерти автора, т.к. оно является сатирическим изображением человека рождённого революцией, этот человек Шариков (история происхождения). Что же он из себя представляет? Это невежда, которого Швондер (председатель домкома), образовывает через политическую литературу, так он читает переписку Энгельса и Каутского и не согласен ни с тем, ни с другим: «пишут, пишут, а надо всё взять и поделить», вот это и есть новое мышление: «не заработать, а поделить заработанное другими», получить дармовые блага. По этому принципу он претендует на квартиру Преображенского, который превратил его из пса в человека, для этого он использовал самые подлые средства. Решил привести жену и таким образом выселить Борменталя. Шариков по сущности своей хам, самые первые слова осознанно произнесённые им после превращения в человека: «Отлезь гнида».
Он невежа, досаждает профессору своими манерами, носит яркие галстуки, заплёвывает дом, но это не помешало ему занять руководящую должность (начальник отдела по очистке города). Новый человек не состоялся, профессор вынужден превратить его обратно в пса, после того как Шариков собрался писать на него донос. И он снова стал глуповатым, но довольно милым существом. Судя по этому фантастическому сюжету Булгаков скептически относился к лозунгу выдвинутому Лениным: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». В этом произведении есть сатира и на новую власть, которую представляет Швондер и его подчиненные, они не занимаются своими прямыми обязанностями по улучшению быта жильцов, зато они подолго репетируют хоровое пение, настойчиво продают жильцам журналы в пользу детей Германии, хотя своих бездомных хватало, отсюда, считает Преображенский и происходит разруха, она бывает когда каждый плохо исполняет свои обязанности и делает то, что ему несвойственно, а разруха на лицо, воруют колонии, которые раньше спокойно стояли на лестничной клетке, стали ходить через чёрный ход, а парадный почему-то забили, убрали дорожку с лестницы. Для того чтобы убедительнее раскрыть эти мысли, автор использует различные средства. Элемент фантастики помогает выразить мысль о несбыточности надежд на улучшение общества революционным путём. Речевая характеристика героев показывает разницу между людьми старо воспитания и новыми, который были никем, а стали всем.
Яркая, точная, образная речь Преображенского и вульгарный язык Шарикова, портрет Шарикова тоже говорит не в его пользу, низкий лоб, маленькие глазки. Один из критиков сказал: «Все мы дети и внуки Шарикова», к сожалению черты этого героя трудноискоренимы: невежество, хамство в деле сохранились и сейчас, поэтому повесть Булгакова злободневна и в наше время.