Русские сочинения
-
Булгаков М.А.
-
Собачье сердце
-
Тема опасности «революционного» преобразования природы
Тема опасности «революционного» преобразования природы
Проблему нового советского человека, его бездуховности, пошлости и вместе с тем ' претензиями на мировое господство, Булгаков затрагивает в очень многих своих произведениях. Даже там, где речь не идет явно об этом, автор рисует картины современной жизни новой России. Это и рассказ «Роковые яйца» о чудовищном и нелепом эксперименте, и «Дьяволиада (повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя)», и «Похождения Чичикова (поэма в X пунктах с прологом и эпилогом)». Во всех этих произведениях Булгаков показывает жизнь современной советской России, и ее жителей, те новые порядки, которые принесла советская власть, ее бюрократию и вместе с тем неорганизованностью и беспорядками.
Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. В повести «Собачье сердце» злободневная и одновременно вечная проблематика опасности «революционного» преобразования природы и человека разрабатывается глубже и шире, чем в иных произведениях Булгакова, например, «Роковых яйцах».
В основе повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, и ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастический элемент повести. Профессором Преображенским сделано гениальное открытие — в результате пересадки собаке человеческих семенников и гипофиза (железа с внутренней секрецией) та полностью очеловечивается. В итоге дворняга Шарик перерождается в пролетария с наследственностью, полученной от уголовника Чугункина, и становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее)». От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. Для Булгакова своего рода научная фантастика послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг И что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу.
Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Булгаков задается вопросом: как можно существу, хотя бы и человеческому, но найденному на общественной помой-/ ке, предоставить в обществе полномочия «атакующего» класса и вершителя «кла
Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. В повести «Собачье сердце» злободневная и одновременно вечная проблематика опасности «революционного» преобразования природы и человека разрабатывается глубже и шире, чем в иных произведениях Булгакова, например, «Роковых яйцах».
В основе повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, и ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастический элемент повести. Профессором Преображенским сделано гениальное открытие — в результате пересадки собаке человеческих семенников и гипофиза (железа с внутренней секрецией) та полностью очеловечивается. В итоге дворняга Шарик перерождается в пролетария с наследственностью, полученной от уголовника Чугункина, и становится «заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее)». От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. Для Булгакова своего рода научная фантастика послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг И что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу.
Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Булгаков задается вопросом: как можно существу, хотя бы и человеческому, но найденному на общественной помой-/ ке, предоставить в обществе полномочия «атакующего» класса и вершителя «кла