ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953 г.)
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН(1870-1953 г.)
«Русским классиком рубежа двух столетий»назвал Бунина К. Федин,
выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съездеписателей, Бунин был
крупнейшим мастером русскойреалистической прозы и выдающимся
поэтом начала XX века.
Писатель-реалист видел и неминуемоеразрушение, и запустение
«дворянских гнезд», наступлениебуржуазных отношений, проникавших
в деревню, правдиво показал темноту икосность старой деревни,
создал много своеобразных, запоминающихсяхарактеров русских
крестьян. Проникновенно художник пишет и очудесном даре любви, о
неразрывной связи человека с природой, отончайших движениях души.
Литературная деятельность Бунинаначинается в конце 80-х годов
прошлого столетия, молодой писатель в такихрассказах, как «Кастрюк»,
«На чужой стороне», «На хуторе» идругих, рисует безысходную нищету
крестьянства. В рассказе «На край света»/1894 г./ автор рисует эпизоды
переселения безземельных украинскихкрестьян в далекий Уссурийский
край, трагические переживания переселенцевв момент разлуки с
родными местами, слезы детей и думыстариков. Произведения 90-х
годов отличаются демократизмом, знаниемнародной жизни.
Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.
В-эти годы Бунин пытается сочетатьреалистические традиции с
новыми приемами и принципами композиции,близкими к
импрессионизму /размытая фабула, созданиемузыкального,
ритмического рисунка/. Так в рассказе «Антоновскиеяблоки» /1900 г./
показаны внешне не связанные эпизоды жизниугасающего
патриархально-дворянского быта,окрашенного лирической грустью и
сожалением. Однако в рассказе не толькотоска по запустелым
«дворянским гнездам». На страницахвозникают красивые картины,
овеянные чувством любви к родине,утверждающее счастье слияния
человека с природой.
И все-таки социальные проблемы не исчезаютв его произведениях. Вот
бывший николаевский солдат Мелитон /«Мелитон»/,которого прогнали
плетьми «сквозь строй», потерявшийсемью. В рассказах «Руда»,
«Эпитафия», «Новая дорога» встаюткартины голода, нищеты и
разорения деревни. Эта социальнаяобличительная тема как бы
оттесняется на второй план, на первый планвыходят «вечные темы»:
величие жизни и смерти, неувядающая красотаприроды /«Туман»,
«Тишина»/. По этому поводу /«Олистопаде»/. Горький писал: «Люблю я
отдыхать душою на том красивом, в которомвложено вечное, хотя и не
приятного мне возмущения жизнью, нетсегодняшнего дня, чем я по
преимуществу живу...»
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: «Вернулсяк тому, к чему
вы советовали вернуться, — к повести одеревне /рассказ „Деревня“/.
Деревенская жизнь дана через восприятиябратьев Тихона и Кузьмы
»расовых. Кузьма хочет учиться, затемпишет о жизни, о лености
русского народа. Тихон — крупный кулак,беспощадно расправляется с
крестьянским волнением.
У автора заметно сочетание безотраднойкартины жизни деревни с
неверием в творческие силы народа, нетпросвета в будущее народа. Но
он правдиво показывает в «Деревне»косность, грубость, отрицательные,
тяжелые стороны деревенского быта, которыебыли результатом
векового угнетения. В этом сила повести. Этозаметил Горький: «Дорог
мне этот скромно скрытый, заглушенный стоно родной земле. Дорога
благородная скорбь, мучителен страх за нее,и все это ново. Так еще не
писали».
«Деревня» — одно излучших произведений русской прозы начала XX
века.
В 1911-13 гг. он все шире охватывает различныестороны русской
действительности: и вырождение дворянства/«Суходол», «Последнее
свидание»/, и уродливость мещанского быта/«Хорошая жизнь», «Чаша
жизни»/, и тему любви, которая частобывает пагубной /«Игнат», «При
дороге»/. В обширном цикле рассказов окрестьянстве /«Веселый двор»,
«Будни», «Жертва» и другие/писатель продолжает тему «Деревни».
В повести «Суходол» решительнопересматривается традиция
поэтизации усадебной жизни, преклонениеперед красотой угасающих
«дворянских гнезд».
Идея кровного единения поместногодворянства и народа в повести
«Суходол» сочетается с мыслью автораоб ответственности господ за
судьбы крестьян, об их страшной вине передними.
Протест против фальшивой буржуазной морализаметен в рассказах
«Братья», «Господин из Сан-Франциско».В рассказе «Братья» /написан
после поездки на Цейлон/ даны образыжестокого, пресыщенного
англичанина и молодого «туземца» — рикши, влюбленного в девушкутуземку. Конец плачевен: девушка попадаетедом терпимости, герой
кончает жизнь самоубийством. Колонизаторыприносят разрушение и
смерть.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско»писатель не дает имени
герою. Американский миллионер, всю жизньистративший в погоне за
прибылью, на склоне лет вместе с женой идочерью едет в Европу на
«Атлантиде», роскошном пароходе техлет. Он самоуверен и заранее
предвкушает те наслаждения, которые могутбыть куплены за деньги.
Но все ничтожно перед смертью. В гостиницена Капри внезапно он
умирает. Его труп в старом ящике из-подсодовой обратно отправляют
на пароход. Бунин показал, что господин изСан-Франциско /«новый
человек со старым сердцем», по выражениюБунина/ принадлежит к
лику тех, которые ценойнищеты и гибели многих тысяч людей
приобрели миллионы и теперь пьют дорогиеликеры и курят дорогие
гаванские сигары. Своеобразным символомфальши их существования
автор показал влюбленную пару, на которуюлюбовались пассажиры.
Только один капитан корабля знает, что это«нанятые влюбленные», за
деньги играющие в любовь для сытой публики.И здесь контраст жизни
богатых и людей из народа. Образытружеников овеяны теплотой и
любовью /коридорный Луиджи, лодочникЛоренцо, горцыволынщики/, онипротивостоят аморальному и лживому мирусытых.
Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченныхпозиций, что и в
рассказе «Братья».
Ужасам войны Бунин противопоставляеткрасоту и вечную силу любви
— единой и непреходящий ценности /«Грамматикалюбви»/. Но иногда и
любовь несет обреченность и гибель /«Сын»,«Сны Ганга», «Легкое
дыхание»/. После 1917 года Бунин оказался вэмиграции.
В Париже пишет цикл рассказов «Темныеаллеи». Особенно
привлекательны женские образы. Любовь — высочайшее счартье, но она
бывает недолговечна и непрочна, любовьбывает одинокой,
заброшенной /«Холодная осень», «Париж»,«На чужбине»/.
Роман «Жизнь Арсеньева» /1924-28 гг./написан на автобиографическом
материале /тема родины, природа, любовь,жизнь и смерть/. 3десь
порой поэтизируется прошлое монархическойРоссии.
Героическая война России с фашистскойГерманией волновала
художника, он любил свою родину.
Бунин близок Чехову, писал русские новеллы.Он мастер детали,
великолепный пейзажист. В отличие отКуприна, Бунин не стремился к
острозанимательным сюжетам, его отличаетлиризм рассказа.
Признанный мастер прозы, Бунин был ивыдающимся поэтом. В 80-90х гг. любимой темой стихов была природа /«Листопад»/.Вот образ
осени, «тихой вдовой» вступающей влесные хоромы:
Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой,бaгpяный, Веселой
пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.
Появлялись и декадентские мотивы, ноненадолго. Гражданские стихи
«Джордано Бруно», «Ормузд», «Пустошь»и другие. Даны реалистичные
картины деревенского и усадебного быта, ссочувствием очерчены
образы простых людей /«Пахарь», «Сенокос»,«На Плющихе», «Песня»/.
Бунин был превосходным переводчиком /«Каин»и «Манфред» Байрона,
«Крымские сонеты» Мицкевича, «Песняо Гайавате» Лонгфелло;
переводы из Шевченко — «Завещание». Длянас важна высокая
поэтическая культура Бунина, его владениесокровищами русского
языка, высокий лиризм его художественныхобразов, совершенство
форм его- произведений.
«Русским классиком рубежа двух столетий»назвал Бунина К. Федин,
выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съездеписателей, Бунин был
крупнейшим мастером русскойреалистической прозы и выдающимся
поэтом начала XX века.
Писатель-реалист видел и неминуемоеразрушение, и запустение
«дворянских гнезд», наступлениебуржуазных отношений, проникавших
в деревню, правдиво показал темноту икосность старой деревни,
создал много своеобразных, запоминающихсяхарактеров русских
крестьян. Проникновенно художник пишет и очудесном даре любви, о
неразрывной связи человека с природой, отончайших движениях души.
Литературная деятельность Бунинаначинается в конце 80-х годов
прошлого столетия, молодой писатель в такихрассказах, как «Кастрюк»,
«На чужой стороне», «На хуторе» идругих, рисует безысходную нищету
крестьянства. В рассказе «На край света»/1894 г./ автор рисует эпизоды
переселения безземельных украинскихкрестьян в далекий Уссурийский
край, трагические переживания переселенцевв момент разлуки с
родными местами, слезы детей и думыстариков. Произведения 90-х
годов отличаются демократизмом, знаниемнародной жизни.
Происходит знакомство с Чеховым, Горьким.
В-эти годы Бунин пытается сочетатьреалистические традиции с
новыми приемами и принципами композиции,близкими к
импрессионизму /размытая фабула, созданиемузыкального,
ритмического рисунка/. Так в рассказе «Антоновскиеяблоки» /1900 г./
показаны внешне не связанные эпизоды жизниугасающего
патриархально-дворянского быта,окрашенного лирической грустью и
сожалением. Однако в рассказе не толькотоска по запустелым
«дворянским гнездам». На страницахвозникают красивые картины,
овеянные чувством любви к родине,утверждающее счастье слияния
человека с природой.
И все-таки социальные проблемы не исчезаютв его произведениях. Вот
бывший николаевский солдат Мелитон /«Мелитон»/,которого прогнали
плетьми «сквозь строй», потерявшийсемью. В рассказах «Руда»,
«Эпитафия», «Новая дорога» встаюткартины голода, нищеты и
разорения деревни. Эта социальнаяобличительная тема как бы
оттесняется на второй план, на первый планвыходят «вечные темы»:
величие жизни и смерти, неувядающая красотаприроды /«Туман»,
«Тишина»/. По этому поводу /«Олистопаде»/. Горький писал: «Люблю я
отдыхать душою на том красивом, в которомвложено вечное, хотя и не
приятного мне возмущения жизнью, нетсегодняшнего дня, чем я по
преимуществу живу...»
В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: «Вернулсяк тому, к чему
вы советовали вернуться, — к повести одеревне /рассказ „Деревня“/.
Деревенская жизнь дана через восприятиябратьев Тихона и Кузьмы
»расовых. Кузьма хочет учиться, затемпишет о жизни, о лености
русского народа. Тихон — крупный кулак,беспощадно расправляется с
крестьянским волнением.
У автора заметно сочетание безотраднойкартины жизни деревни с
неверием в творческие силы народа, нетпросвета в будущее народа. Но
он правдиво показывает в «Деревне»косность, грубость, отрицательные,
тяжелые стороны деревенского быта, которыебыли результатом
векового угнетения. В этом сила повести. Этозаметил Горький: «Дорог
мне этот скромно скрытый, заглушенный стоно родной земле. Дорога
благородная скорбь, мучителен страх за нее,и все это ново. Так еще не
писали».
«Деревня» — одно излучших произведений русской прозы начала XX
века.
В 1911-13 гг. он все шире охватывает различныестороны русской
действительности: и вырождение дворянства/«Суходол», «Последнее
свидание»/, и уродливость мещанского быта/«Хорошая жизнь», «Чаша
жизни»/, и тему любви, которая частобывает пагубной /«Игнат», «При
дороге»/. В обширном цикле рассказов окрестьянстве /«Веселый двор»,
«Будни», «Жертва» и другие/писатель продолжает тему «Деревни».
В повести «Суходол» решительнопересматривается традиция
поэтизации усадебной жизни, преклонениеперед красотой угасающих
«дворянских гнезд».
Идея кровного единения поместногодворянства и народа в повести
«Суходол» сочетается с мыслью автораоб ответственности господ за
судьбы крестьян, об их страшной вине передними.
Протест против фальшивой буржуазной морализаметен в рассказах
«Братья», «Господин из Сан-Франциско».В рассказе «Братья» /написан
после поездки на Цейлон/ даны образыжестокого, пресыщенного
англичанина и молодого «туземца» — рикши, влюбленного в девушкутуземку. Конец плачевен: девушка попадаетедом терпимости, герой
кончает жизнь самоубийством. Колонизаторыприносят разрушение и
смерть.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско»писатель не дает имени
герою. Американский миллионер, всю жизньистративший в погоне за
прибылью, на склоне лет вместе с женой идочерью едет в Европу на
«Атлантиде», роскошном пароходе техлет. Он самоуверен и заранее
предвкушает те наслаждения, которые могутбыть куплены за деньги.
Но все ничтожно перед смертью. В гостиницена Капри внезапно он
умирает. Его труп в старом ящике из-подсодовой обратно отправляют
на пароход. Бунин показал, что господин изСан-Франциско /«новый
человек со старым сердцем», по выражениюБунина/ принадлежит к
лику тех, которые ценойнищеты и гибели многих тысяч людей
приобрели миллионы и теперь пьют дорогиеликеры и курят дорогие
гаванские сигары. Своеобразным символомфальши их существования
автор показал влюбленную пару, на которуюлюбовались пассажиры.
Только один капитан корабля знает, что это«нанятые влюбленные», за
деньги играющие в любовь для сытой публики.И здесь контраст жизни
богатых и людей из народа. Образытружеников овеяны теплотой и
любовью /коридорный Луиджи, лодочникЛоренцо, горцыволынщики/, онипротивостоят аморальному и лживому мирусытых.
Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченныхпозиций, что и в
рассказе «Братья».
Ужасам войны Бунин противопоставляеткрасоту и вечную силу любви
— единой и непреходящий ценности /«Грамматикалюбви»/. Но иногда и
любовь несет обреченность и гибель /«Сын»,«Сны Ганга», «Легкое
дыхание»/. После 1917 года Бунин оказался вэмиграции.
В Париже пишет цикл рассказов «Темныеаллеи». Особенно
привлекательны женские образы. Любовь — высочайшее счартье, но она
бывает недолговечна и непрочна, любовьбывает одинокой,
заброшенной /«Холодная осень», «Париж»,«На чужбине»/.
Роман «Жизнь Арсеньева» /1924-28 гг./написан на автобиографическом
материале /тема родины, природа, любовь,жизнь и смерть/. 3десь
порой поэтизируется прошлое монархическойРоссии.
Героическая война России с фашистскойГерманией волновала
художника, он любил свою родину.
Бунин близок Чехову, писал русские новеллы.Он мастер детали,
великолепный пейзажист. В отличие отКуприна, Бунин не стремился к
острозанимательным сюжетам, его отличаетлиризм рассказа.
Признанный мастер прозы, Бунин был ивыдающимся поэтом. В 80-90х гг. любимой темой стихов была природа /«Листопад»/.Вот образ
осени, «тихой вдовой» вступающей влесные хоромы:
Лес, moчнo терем расписной, Лиловый, золотой,бaгpяный, Веселой
пестрою толпой Стоит нaд светлою поляной.
Появлялись и декадентские мотивы, ноненадолго. Гражданские стихи
«Джордано Бруно», «Ормузд», «Пустошь»и другие. Даны реалистичные
картины деревенского и усадебного быта, ссочувствием очерчены
образы простых людей /«Пахарь», «Сенокос»,«На Плющихе», «Песня»/.
Бунин был превосходным переводчиком /«Каин»и «Манфред» Байрона,
«Крымские сонеты» Мицкевича, «Песняо Гайавате» Лонгфелло;
переводы из Шевченко — «Завещание». Длянас важна высокая
поэтическая культура Бунина, его владениесокровищами русского
языка, высокий лиризм его художественныхобразов, совершенство
форм его- произведений.