Русские сочинения
-
Бунин И.А.
-
Разное
-
Стихотворение И.А. Бунина «Ночь» (восприятия, истолкование, оценка)
Стихотворение И.А. Бунина «Ночь» (восприятия, истолкование, оценка)
И.А. Бунин – человек трагической судьбы. Один из представителей знаменитого дворянского рода, умеющий тонко чувствовать окружающий мир, поэтические одаренный, он вынужден был покинуть родину после октябрьского переворота, но его сердце навсегда осталось в России. Ведь этот человек родился с русской душой. И.А. Бунин создал замечательные произведения как в стихах, так и в прозе. Его лирика легка и мелодична, ее можно сравнить со стихами Тютчева или Фета. У Бунина – такое же восхищение природой, ее обожествление.
Стихотворение «Ночь» было написано в 1901 году. Великолепный пейзаж в нем переплетается с эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями. Это философское размышление о смысле бытия, конечности и одновременно бесконечности жизни. Стихотворение можно разделить на четыре части. Первая часть – первое четверостишие. Если тема произведения связана с названием, то идея звучит как в первом, так и в последнем четверостишии:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного.
«Прекрасное» для Бунина – это ночь, тишина, звезда, воспоминания о любви, а «вечное» — философские раздумья об историческом пути человечества. Именно эти слова в стихотворении ключевые, они определяют его композицию.
На фоне прекрасного ночного пейзажа, пытаясь постичь звездные тайны, поэт размышляет «о вечном»:
Как письмена мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!
Восклицание подчеркивает эпитеты. Так что же это за «тайный смысл»? Для лирического героя это не просто названия небесных светил, это путь истории человечества, древнегреческие и древнеримские имена богов, героев.
Далее поэт рассуждает о конечности жизни. Человек живет, любит, наслаждается, не думая о смерти. Но она приходит, и все исчезает:
Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков.
Лирический герой вспоминает древнейшие цивилизации: Евфрат и Нил – это реки, на которых возникли Древний Египет и государства Междуречья, а Мемфис и Вавилон – названия их столиц. На побережье Черного моря (Понта) «бродили тавро-скифы», а теперь следы былых цивилизаций превратились в «лазурно-фосфорическую пыль». Размышления о вечном наполнены печалью.
Но для чего же человек живет, что «связует нас с отжившими»?
Для героя стихотворения – это воспоминания о любви. Они «прекрасны» и «вечны» одновременно, и мы видим, как меняется настроение в этой части, как преображается мир:
И не забыть мне этой ночи звездной,-
Когда весь мир любил я для одной!
Восклицательное предложение подчеркивает, насколько велика всепоглощающая сила любви. И пусть эти мгновения так быстротечны, но ради них и стоит жить. Любовь для лирического героя «прекрасна и вечна»:
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
В этих словах звучит основная мысль стихотворения.
Использование слов с высокой поэтической окраской придает размышлению «о вечном» особый, торжественный смысл: «мерцают», «отжившими», «связует», «Плеяды» и т.д. Особой величественностью наполнены и метафоры: небо – «синяя твердь», движение звезд по ночному небу – «движенье над пустыней», поверхность ночного моря – «бледная сталь». Особую стилистическую окраску придают имена собственные. Для автора Марс и Юпитер – это не только названия планет, это и имена древнеримских богов, история человечества.
Во второй части преобладают нейтральные слова. Здесь для Бунина важно передать свои чувства, переживания, и торжественность сменяется задушевностью.
Стихотворение написано Александрийским стихом – шестистопным ямбом. Я думаю, что такая форма не случайна, ведь поэт размышляет о судьбе древнейших цивилизаций. С синтаксической точки зрения можно отметить такую особенность, что иногда предложение оканчивается не в конце строки, а в середине, как бы разрывает ее, делает паузу. Это тоже характерно для Александрийского стиха. Восклицательные предложения в размышлениях поэта подчеркивают основные мысли, а в третьей части – меняют настроение.
Мне очень нравятся стихи Бунина своей глубиной, напевностью и мелодичностью, яркими образами. В своем творчестве он использовал лучшие традиции поэтов девятнадцатого века. И в тоже время его творчество индивидуально. В этом заключается настоящий талант.
Стихотворение «Ночь» было написано в 1901 году. Великолепный пейзаж в нем переплетается с эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями. Это философское размышление о смысле бытия, конечности и одновременно бесконечности жизни. Стихотворение можно разделить на четыре части. Первая часть – первое четверостишие. Если тема произведения связана с названием, то идея звучит как в первом, так и в последнем четверостишии:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного.
«Прекрасное» для Бунина – это ночь, тишина, звезда, воспоминания о любви, а «вечное» — философские раздумья об историческом пути человечества. Именно эти слова в стихотворении ключевые, они определяют его композицию.
На фоне прекрасного ночного пейзажа, пытаясь постичь звездные тайны, поэт размышляет «о вечном»:
Как письмена мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!
Восклицание подчеркивает эпитеты. Так что же это за «тайный смысл»? Для лирического героя это не просто названия небесных светил, это путь истории человечества, древнегреческие и древнеримские имена богов, героев.
Далее поэт рассуждает о конечности жизни. Человек живет, любит, наслаждается, не думая о смерти. Но она приходит, и все исчезает:
Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков.
Лирический герой вспоминает древнейшие цивилизации: Евфрат и Нил – это реки, на которых возникли Древний Египет и государства Междуречья, а Мемфис и Вавилон – названия их столиц. На побережье Черного моря (Понта) «бродили тавро-скифы», а теперь следы былых цивилизаций превратились в «лазурно-фосфорическую пыль». Размышления о вечном наполнены печалью.
Но для чего же человек живет, что «связует нас с отжившими»?
Для героя стихотворения – это воспоминания о любви. Они «прекрасны» и «вечны» одновременно, и мы видим, как меняется настроение в этой части, как преображается мир:
И не забыть мне этой ночи звездной,-
Когда весь мир любил я для одной!
Восклицательное предложение подчеркивает, насколько велика всепоглощающая сила любви. И пусть эти мгновения так быстротечны, но ради них и стоит жить. Любовь для лирического героя «прекрасна и вечна»:
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
В этих словах звучит основная мысль стихотворения.
Использование слов с высокой поэтической окраской придает размышлению «о вечном» особый, торжественный смысл: «мерцают», «отжившими», «связует», «Плеяды» и т.д. Особой величественностью наполнены и метафоры: небо – «синяя твердь», движение звезд по ночному небу – «движенье над пустыней», поверхность ночного моря – «бледная сталь». Особую стилистическую окраску придают имена собственные. Для автора Марс и Юпитер – это не только названия планет, это и имена древнеримских богов, история человечества.
Во второй части преобладают нейтральные слова. Здесь для Бунина важно передать свои чувства, переживания, и торжественность сменяется задушевностью.
Стихотворение написано Александрийским стихом – шестистопным ямбом. Я думаю, что такая форма не случайна, ведь поэт размышляет о судьбе древнейших цивилизаций. С синтаксической точки зрения можно отметить такую особенность, что иногда предложение оканчивается не в конце строки, а в середине, как бы разрывает ее, делает паузу. Это тоже характерно для Александрийского стиха. Восклицательные предложения в размышлениях поэта подчеркивают основные мысли, а в третьей части – меняют настроение.
Мне очень нравятся стихи Бунина своей глубиной, напевностью и мелодичностью, яркими образами. В своем творчестве он использовал лучшие традиции поэтов девятнадцатого века. И в тоже время его творчество индивидуально. В этом заключается настоящий талант.