Тема любви в прозе Бунина.
Как много слов, как много фраз посвящено ей, царице всех чувств — любви. Любовь — это дар свыше. Мы привыкаем к ней с детства: сначала любим родителей, игрушки, домашних животных. Потом, вырастая, находим в ней и иные грани: любовь к противоположному полу, к Родине, к творчеству и людям в целом. Она приходит неожиданно, рушит устоявшийся уклад жизни. Кому-то любовь дарует крылья — и люди начинают «летать». Кому-то рушит всю жизнь, обрекая на страдания и боль. Тема любви настолько необъятна и многогранна, что, кажется, встречается в творчестве всех писателей и поэтов. И каждый видит ее по-своему, «со своей колокольни». Куприн, к примеру, говорил о любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». А. П. Чехов, говоря устами своего героя — помещика Алехина, утверждал: "… когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье и несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле или не нужно рассуждать вовсе". Но особым, наиболее запомнившемся мне явилось творчество Ивана Алексеевича Бунина. Теме любви он посвятил немало произведений. Не обладая сложным сюжетом, являясь короткими по содержанию, рассказы Бунина несут в себе целый поток чувств, эмоций и впечатлений. Любовь бунинских героев всегда трагична, окутана вуалью печали. Она — таинственная стихия, способная как беспредельно возвысить, так и уничтожить человека.
Тема любви и страдания неразделимы в творчестве писателя. Любовь — яркая и неожиданная, но всегда безысходная и зачастую имеет грустный финал. Огромное количество рассказов про печальную, но живительную силу любви Бунин объединил в один сборник — «Темные аллеи». Впоследствии критики назовут этот сборник «энциклопедией любви». Думаю, на это есть все основания.
Более подробно раскрыть тему любви в творчестве писателя нам помогут два его произведения: «Солнечный удар» (1925 года) и «Темные аллеи» (1935 года). Почему именно эти два произведения? Думаю, ответ на этот вопрос станет ясен позже. Попытка понять и оценить природу этого великого чувства была предпринята Блоком в рассказе «Солнечный удар». Сюжет рассказа очень прост: внезапно вспыхнувшее чувство между поручиком — главным героем рассказа и молодой женщиной, путешествующих на пароходе, соединяет их на время. Страсть, словно вспышка, озарила обоих. Но то были короткие отношения с непременным трагическим исходом. Расставшись с прекрасной незнакомкой в одном из портов, поручик так и не смог обрести душевное равновесие и покой. «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», — так заканчивается рассказ. Герой, случайно соприкоснувшись с неведомой силой любви, потерял ее навсегда. Эта краткая вспышка, эта быстрая потеря и привели его к осознанию всей трагичности бытия. Что осталось у него после столь яркой, но такой короткой встречи? Муки любящей души, горечь от потери, боль воспоминаний навсегда останутся незаживающей раной на сердце героя. Но почему автор сделал финал столь трагичным, почему разлучил героев так скоро? Сюжетная линия рассказа лишний раз подтверждает мнение автора о том, что настоящая, истинная любовь обречена быть только вспышкой, коротким озарением. Истинная любовь не терпит продления, ибо может стать обыденной, пресной.
Второй, не менее удивительный по своей силе и эмоциональности рассказ был написан в 1935 году. Он-то и дал название всему сборнику — «Темные аллеи». Люди, любившие друг друга в молодости, но расставшиеся по понятным причинам, случайно встретились тридцать лет спустя. Когда-то, он — молодой дворянин был влюблен в крепостную девушку Надежду. Но жениться и быть вместе им бы никто не разрешил, да и сам молодой человек оказался заложником своего времени. Она, пусть и любимая, но не его «круга». Легко расставшись с ней, он женился на той, которая соответствовала его положению. Что же сталось с Надеждой, крепостной? Она, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора. При встрече, произошедшей тридцать лет спустя надежда признается Николаю Алексеевичу: «Сколько не проходило времени, все одним жила. Все проходит, да не все забывается. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не смогла изменить своему чувству — так и не вышла замуж. На минуту Николай Алексеевич понимает, что Надежда — «самое дорогое», что он имел в жизни. Но спустя несколько минут он возвращается «с небес на землю»: со стыдом вспоминает свои последние слова и то, что «поцеловал ей руку». Слишком большое значение имели для него все эти сословные предрассудки, которые и обрекли его на несчастье в личной жизни. А Надежда так и осталась прежней — любящей и верящей. Для нее воспоминания молодости — единственное, что согревает душу. Для него же — это была просто «пошлая, обыкновенная история...» Печально и грустно становится после таких слов.
Каждый бунинский герой по-своему ищет ответы на «вечные» вопросы: что такое любовь? как ее объяснить? и возможно ли это сделать? Для кого-то она — озарение и источник жизни. Для других это чувство — бремя или пустые слова. Но так или иначе она потрясает, волнует сердца героев. А значит и живо это чувство, значит есть она — любовь.
Тема любви и страдания неразделимы в творчестве писателя. Любовь — яркая и неожиданная, но всегда безысходная и зачастую имеет грустный финал. Огромное количество рассказов про печальную, но живительную силу любви Бунин объединил в один сборник — «Темные аллеи». Впоследствии критики назовут этот сборник «энциклопедией любви». Думаю, на это есть все основания.
Более подробно раскрыть тему любви в творчестве писателя нам помогут два его произведения: «Солнечный удар» (1925 года) и «Темные аллеи» (1935 года). Почему именно эти два произведения? Думаю, ответ на этот вопрос станет ясен позже. Попытка понять и оценить природу этого великого чувства была предпринята Блоком в рассказе «Солнечный удар». Сюжет рассказа очень прост: внезапно вспыхнувшее чувство между поручиком — главным героем рассказа и молодой женщиной, путешествующих на пароходе, соединяет их на время. Страсть, словно вспышка, озарила обоих. Но то были короткие отношения с непременным трагическим исходом. Расставшись с прекрасной незнакомкой в одном из портов, поручик так и не смог обрести душевное равновесие и покой. «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», — так заканчивается рассказ. Герой, случайно соприкоснувшись с неведомой силой любви, потерял ее навсегда. Эта краткая вспышка, эта быстрая потеря и привели его к осознанию всей трагичности бытия. Что осталось у него после столь яркой, но такой короткой встречи? Муки любящей души, горечь от потери, боль воспоминаний навсегда останутся незаживающей раной на сердце героя. Но почему автор сделал финал столь трагичным, почему разлучил героев так скоро? Сюжетная линия рассказа лишний раз подтверждает мнение автора о том, что настоящая, истинная любовь обречена быть только вспышкой, коротким озарением. Истинная любовь не терпит продления, ибо может стать обыденной, пресной.
Второй, не менее удивительный по своей силе и эмоциональности рассказ был написан в 1935 году. Он-то и дал название всему сборнику — «Темные аллеи». Люди, любившие друг друга в молодости, но расставшиеся по понятным причинам, случайно встретились тридцать лет спустя. Когда-то, он — молодой дворянин был влюблен в крепостную девушку Надежду. Но жениться и быть вместе им бы никто не разрешил, да и сам молодой человек оказался заложником своего времени. Она, пусть и любимая, но не его «круга». Легко расставшись с ней, он женился на той, которая соответствовала его положению. Что же сталось с Надеждой, крепостной? Она, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора. При встрече, произошедшей тридцать лет спустя надежда признается Николаю Алексеевичу: «Сколько не проходило времени, все одним жила. Все проходит, да не все забывается. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не смогла изменить своему чувству — так и не вышла замуж. На минуту Николай Алексеевич понимает, что Надежда — «самое дорогое», что он имел в жизни. Но спустя несколько минут он возвращается «с небес на землю»: со стыдом вспоминает свои последние слова и то, что «поцеловал ей руку». Слишком большое значение имели для него все эти сословные предрассудки, которые и обрекли его на несчастье в личной жизни. А Надежда так и осталась прежней — любящей и верящей. Для нее воспоминания молодости — единственное, что согревает душу. Для него же — это была просто «пошлая, обыкновенная история...» Печально и грустно становится после таких слов.
Каждый бунинский герой по-своему ищет ответы на «вечные» вопросы: что такое любовь? как ее объяснить? и возможно ли это сделать? Для кого-то она — озарение и источник жизни. Для других это чувство — бремя или пустые слова. Но так или иначе она потрясает, волнует сердца героев. А значит и живо это чувство, значит есть она — любовь.