Русские сочинения
-
Бунин И.А.
-
Темные аллеи
-
Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)
Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)
С чего начать разговор о «Темных аллеях» Бунина? Может быть, стоит воспользоваться тем, с чего, судя по воспоминаниям Бунина, начал сам автор: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:
Была чудесная весна,
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…
Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно».
Картинке, созданной воображением благодаря стихотворению Огарева, очень точно соответствует первое впечатление, возникающее после чтения бунинского рассказа. Все краски и образы этого впечатления у меня почему-то легко укладываются в короткое, но емкое и навевающее тоску слово «было». Ведь, к сожалению, в жизни героев рассказа Бунина все уже было, и нет надежды на возвращение этого прошлого. Как вообще это ужасно, когда уже «было».
А как же герои воспринимают это? Николай Алексеевич, главный герой рассказа (тот самый «стройный старик военный»), удивленно произнесет: «Боже мой, как странно!» Возможно, он впервые подумал о том, что в его шестьдесят все уже было и никогда не вернется. Он даже пытается себя успокоить библейской фразой: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».
А вот героиня рассказа, по-моему, спорит не только с любимым, но и с общим тоном рассказа, с названием и с моим читательским восприятием.
Перечитывая бунинский текст, понимаешь, что именно она, Надежда, которую так бессердечно когда-то бросил Николай Алексеевич, и не согласна с тем, что все прошло: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».
Попробуем разобраться в том, что же произошло между людьми, которые явно любили друг друга и были счастливы.
Удивительно, как много сумел Бунин сказать нам, изобразив только одно событие. Во-первых, автор касается проблемы, актуальной для его времени, — проблемы отношений между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным социальным слоям. Николай Алексеевич лет тридцать тому назад имел любовную связь с Надеждой. Как водится, под влиянием дворянской среды он и не думал о каком-либо честном по отношению к девушке продолжении связи. Через некоторое время тогда еще молодой Николай приехал в Петербург, а Надежда, получив вольную, занялась ростовщичеством. Этих событий в рассказе как бы нет, а читатель о них узнает из воспоминаний главных героев.
Меня удивляет в большей степени не то, что Николай Алексеевич тогда, в юности, оставил девушку, которая его так горячо и искренне любила (будучи молодым человеком он вряд ли мог противостоять общепринятым нормам морали), а то, что Николай Алексеевич сейчас, когда его оставила жена, когда надежды на сына не оправдались, когда он понял, что, бросив Надежду, он потерял с ней и самое дорогое, что имел в жизни, все-таки не дает волю чувствам и вновь подчиняется общепринятым законам. Николай Алексеевич «со стыдом вспоминалсвои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».
свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».
Автор же другого ничего, видимо, и не допускал. В начале рассказа есть описание внешности главного героя, которое подчеркивает некую правильность Николая Алексеевича, законность и умение жить с оглядкой на правила.
Безукоризненная внешность для шестидесятилетнего мужчины и вновь все в строгом соответствии нормам времени и общества: «вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования».
Таким образом, встреча через тридцать лет не приводит к развитию событий. Между героями происходит объяснение, после которого Николай Алексеевич уезжает. С точки зрения того времени это вполне обыденная история, не раз изображенная как другими писателями, так и сами Буниным. Самое интересное заключается в авторском подходе. Здесь нет каких-либо затасканных патетических восклицаний, яркого противопоставления доброго и злого, читатель оказывается свидетелем вспыхивающего («Ведь не могла же ты любить меня весь век!») и тут же гасимого конфликта («Все проходит. Все забывается.»). Героиня пытается возразить Николаю Алексеевичу, возвращая его к настоящей жизни воспоминаниями: «Сколько ни проходило времени, все одним жила… ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Но делает она это как-то внешне вяло, без лишних эмоций (нет ни одного восклицательного знака): «Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла… Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».
Впервые появившийся в рассказе образ «темных аллей» (символ юности героев, несостоявшегося счастья, а, может быть, и темного, безрадостного будущего) в памяти героини рассказа воскрешает все светлое, что было в ее жизни.
А вот для по-прежнему изящного и подтянутого Николая Алексеевича их взаимоотношения превратились всего лишь «историю прошлую, обыкновенную». И все-таки Надежда сумела хоть на какое-то время вернуть Николая Алексеевича к «темным аллеям» их юности. В тарантасе герой подумал: «Да, как прелестно было! Волшебно прекрасно!» Бунин словно подчеркивает, что жизнь героев уже на закате, а Надежда, как то «бледное солнце», что «к закату проглянуло», и «пенять» надо только на самого себя. Теперь Николай Алексеевич понял, что то были в его жизни не просто лучшие минуты, а «истина волшебная». И вновь возникает образ-символ: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…» И тут же Николай Алексеевич старается отмахнуться от голоса сердца: «Какой вздор!» Он не допускает и мысли, что Надежда могла бы стать хозяйкой его дома, матерью его детей. Поражаешься, как быстро и насколько просто люди навсегда теряют счастье, которое еще совсем недавно было так близко. Как легко черствеют сердца, становясь невосприимчивыми к добру, теплу и свету. Простой рассказ Бунина влияет на читателя гораздо больше, чем огромные романы, заставляя нас относиться к жизни проще, не усложнять ее предрассудками, потому что «у счастья нет завтрашнего дня».
громные романы, заставляя нас относиться к жизни проще, не усложнять ее предрассудками, потому что «у счастья нет завтрашнего дня».
Была чудесная весна,
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…
Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно».
Картинке, созданной воображением благодаря стихотворению Огарева, очень точно соответствует первое впечатление, возникающее после чтения бунинского рассказа. Все краски и образы этого впечатления у меня почему-то легко укладываются в короткое, но емкое и навевающее тоску слово «было». Ведь, к сожалению, в жизни героев рассказа Бунина все уже было, и нет надежды на возвращение этого прошлого. Как вообще это ужасно, когда уже «было».
А как же герои воспринимают это? Николай Алексеевич, главный герой рассказа (тот самый «стройный старик военный»), удивленно произнесет: «Боже мой, как странно!» Возможно, он впервые подумал о том, что в его шестьдесят все уже было и никогда не вернется. Он даже пытается себя успокоить библейской фразой: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».
А вот героиня рассказа, по-моему, спорит не только с любимым, но и с общим тоном рассказа, с названием и с моим читательским восприятием.
Перечитывая бунинский текст, понимаешь, что именно она, Надежда, которую так бессердечно когда-то бросил Николай Алексеевич, и не согласна с тем, что все прошло: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».
Попробуем разобраться в том, что же произошло между людьми, которые явно любили друг друга и были счастливы.
Удивительно, как много сумел Бунин сказать нам, изобразив только одно событие. Во-первых, автор касается проблемы, актуальной для его времени, — проблемы отношений между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным социальным слоям. Николай Алексеевич лет тридцать тому назад имел любовную связь с Надеждой. Как водится, под влиянием дворянской среды он и не думал о каком-либо честном по отношению к девушке продолжении связи. Через некоторое время тогда еще молодой Николай приехал в Петербург, а Надежда, получив вольную, занялась ростовщичеством. Этих событий в рассказе как бы нет, а читатель о них узнает из воспоминаний главных героев.
Меня удивляет в большей степени не то, что Николай Алексеевич тогда, в юности, оставил девушку, которая его так горячо и искренне любила (будучи молодым человеком он вряд ли мог противостоять общепринятым нормам морали), а то, что Николай Алексеевич сейчас, когда его оставила жена, когда надежды на сына не оправдались, когда он понял, что, бросив Надежду, он потерял с ней и самое дорогое, что имел в жизни, все-таки не дает волю чувствам и вновь подчиняется общепринятым законам. Николай Алексеевич «со стыдом вспоминалсвои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».
свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».
Автор же другого ничего, видимо, и не допускал. В начале рассказа есть описание внешности главного героя, которое подчеркивает некую правильность Николая Алексеевича, законность и умение жить с оглядкой на правила.
Безукоризненная внешность для шестидесятилетнего мужчины и вновь все в строгом соответствии нормам времени и общества: «вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования».
Таким образом, встреча через тридцать лет не приводит к развитию событий. Между героями происходит объяснение, после которого Николай Алексеевич уезжает. С точки зрения того времени это вполне обыденная история, не раз изображенная как другими писателями, так и сами Буниным. Самое интересное заключается в авторском подходе. Здесь нет каких-либо затасканных патетических восклицаний, яркого противопоставления доброго и злого, читатель оказывается свидетелем вспыхивающего («Ведь не могла же ты любить меня весь век!») и тут же гасимого конфликта («Все проходит. Все забывается.»). Героиня пытается возразить Николаю Алексеевичу, возвращая его к настоящей жизни воспоминаниями: «Сколько ни проходило времени, все одним жила… ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Но делает она это как-то внешне вяло, без лишних эмоций (нет ни одного восклицательного знака): «Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла… Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».
Впервые появившийся в рассказе образ «темных аллей» (символ юности героев, несостоявшегося счастья, а, может быть, и темного, безрадостного будущего) в памяти героини рассказа воскрешает все светлое, что было в ее жизни.
А вот для по-прежнему изящного и подтянутого Николая Алексеевича их взаимоотношения превратились всего лишь «историю прошлую, обыкновенную». И все-таки Надежда сумела хоть на какое-то время вернуть Николая Алексеевича к «темным аллеям» их юности. В тарантасе герой подумал: «Да, как прелестно было! Волшебно прекрасно!» Бунин словно подчеркивает, что жизнь героев уже на закате, а Надежда, как то «бледное солнце», что «к закату проглянуло», и «пенять» надо только на самого себя. Теперь Николай Алексеевич понял, что то были в его жизни не просто лучшие минуты, а «истина волшебная». И вновь возникает образ-символ: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…» И тут же Николай Алексеевич старается отмахнуться от голоса сердца: «Какой вздор!» Он не допускает и мысли, что Надежда могла бы стать хозяйкой его дома, матерью его детей. Поражаешься, как быстро и насколько просто люди навсегда теряют счастье, которое еще совсем недавно было так близко. Как легко черствеют сердца, становясь невосприимчивыми к добру, теплу и свету. Простой рассказ Бунина влияет на читателя гораздо больше, чем огромные романы, заставляя нас относиться к жизни проще, не усложнять ее предрассудками, потому что «у счастья нет завтрашнего дня».
громные романы, заставляя нас относиться к жизни проще, не усложнять ее предрассудками, потому что «у счастья нет завтрашнего дня».