«Темные аллеи» вершина творчества Бунин
И.А. Бунин считал произведения сборника «Темные аллеи» своим высшим достижением. Книга впервые вышла в Нью-Йорке в 1943 году в количестве шестисот экземпляров. Из двадцати написанных в ту пору рассказов в книгу вошло одиннадцать. Книга эта целиком о любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена» — эти слова из книги «Темные аллеи» могли бы повторить все герои Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут.
Такая концепция сформировалась в творчестве Бунина еще в предреволюционное десятилетие. «Темные аллеи», книга, которая вышла уже в окончательном, полном составе в 1946 году в Париже, единственная в своем роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов — Руся, Антигона, Галя Ганская (одноименные рассказы), Поля («Мадрид»), героиня «Чистого понедельника». Вблизи этого соцветия мужские характеры куда невыразительнее; они менее разработаны, подчас лишь намечены и, как правило, статичны. Они характеризуются скорее косвенно, отраженно, в связи с физическим и психическим обликом женщины, которую любят и которая занимает самодовлеющее место.
Даже тогда, когда действует только «он», например влюбленный офицер, застреливший вздорную красивую бабенку, все равно в памяти остается только «она» — «длинная, волнистая» («Пароход Саратов»), В «Темных аллеях» встречается и грубоватая чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Героям этих рассказов свойственны необычайная сила и искренность чувств. Рядом с полнокровными, дышащими страданием и страстью рассказами («Таня», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали» и др.) встречаются незаконченные произведения («Кавказ»), экспозиции, наброски будущих нрвелл («Начало») или прямые заимствования из чужой литературы («Возвращаясь в Рим», «Бернар»).
По свидетельству супруги писателя, Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству, особенно рассказ «Чистый понедельник». В одну из бессонных ночей, по словам Н.В. Буниной, оставил на клочке бумаги такое признание: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
С необычайной сжатостью и виртуозной изобразительностью написан этот рассказ. Каждый штрих, цвет, деталь играют важную роль во внешнем движении сюжета и становятся знаком каких-то внутренних тенденций. В смутных предчувствиях и зрелой мысли, ярком изменчивом облике героини произведения автор воплотил свои представления о противоречивой атмосфере человеческой души, о зарождении какого-то нового нравственного идеала. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал автор. Героиня рассказа, давшего название сборнику, как и другие герои бунинских произведений, считает:«Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.
«Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело...»
Такая концепция сформировалась в творчестве Бунина еще в предреволюционное десятилетие. «Темные аллеи», книга, которая вышла уже в окончательном, полном составе в 1946 году в Париже, единственная в своем роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов — Руся, Антигона, Галя Ганская (одноименные рассказы), Поля («Мадрид»), героиня «Чистого понедельника». Вблизи этого соцветия мужские характеры куда невыразительнее; они менее разработаны, подчас лишь намечены и, как правило, статичны. Они характеризуются скорее косвенно, отраженно, в связи с физическим и психическим обликом женщины, которую любят и которая занимает самодовлеющее место.
Даже тогда, когда действует только «он», например влюбленный офицер, застреливший вздорную красивую бабенку, все равно в памяти остается только «она» — «длинная, волнистая» («Пароход Саратов»), В «Темных аллеях» встречается и грубоватая чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Героям этих рассказов свойственны необычайная сила и искренность чувств. Рядом с полнокровными, дышащими страданием и страстью рассказами («Таня», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали» и др.) встречаются незаконченные произведения («Кавказ»), экспозиции, наброски будущих нрвелл («Начало») или прямые заимствования из чужой литературы («Возвращаясь в Рим», «Бернар»).
По свидетельству супруги писателя, Бунин считал эту книгу самой совершенной по мастерству, особенно рассказ «Чистый понедельник». В одну из бессонных ночей, по словам Н.В. Буниной, оставил на клочке бумаги такое признание: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».
С необычайной сжатостью и виртуозной изобразительностью написан этот рассказ. Каждый штрих, цвет, деталь играют важную роль во внешнем движении сюжета и становятся знаком каких-то внутренних тенденций. В смутных предчувствиях и зрелой мысли, ярком изменчивом облике героини произведения автор воплотил свои представления о противоречивой атмосфере человеческой души, о зарождении какого-то нового нравственного идеала. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал автор. Героиня рассказа, давшего название сборнику, как и другие герои бунинских произведений, считает:«Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.
«Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело...»