В. Быков. "Облава". Сочинение 2
Хвёдора постоянно мучает один и тот же вопрос: за что он так страдает? Умирает жена, дочь, сын отрекается от отца… Это больно, но главное несчастье Хвёдора в том, что он в своей деревне — изгой. Возвращаясь, домой, видит, что сад его разорён, а дом и прочие постройки растасканы. Разрушено то, что создавалось с таким трудом! И душа Хвёдора страдает из-за ощущения бесхозности, из-за того, что его работа ушла в никуда, и людям не послужила… По сути, Хвёдор, наказан судьбой и советской властью за своё трудолюбие и упорство. Есть в повести полный антипод Хвёдора, их сходство, пожалуй, только в том, что до революции они занимали не высокую ступень на социальной лестнице. Этот крестьянин ничего так и не добился. Хозяйство у него никудышнее, ибо сам он пьяница, лодырь, завистник, жадный до денег, абсолютно равнодушный к судьбе своих односельчан, их горю. И таких Советская власть если не жалует, то, по крайней мере, не трогает, потому что взять с него нечего, да и «полезный человек»: помогает найти и уничтожить врага советской России.
В «Облаве» прослеживается невысказанная, но очевидная мысль: насильственное отнятие земли и хозяйства, созданного с невероятным трудом, лишь обедняет страну и не делает чести тем, кто этого не понимает. Коллективизация возможна, но не такими темпами и не такими средствами. При насильственной коллективизации все лучшие черты и традиции русского крестьянства обречены на гибель. Это стало понятным теперь.
Обсуждать и анализировать политику — дело историков; пусть они решают, что было прогрессивным в политике Сталина, что — замораживающим, но отрицать негативное в раскулачивании сегодня уже не имеет смысла.
«Облава» В.Быкова проникнута беспокойством, болью о русском крестьянстве, размышлениями о его судьбе и верой в возрождение настоящего российского крестьянства, верой в то, что всё худшее временно, не долговечно.