Русские сочинения - Чехов А.П. - Черный монах - СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ”

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ”

Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о “писательстве”, когда Чехов сказал о сюжете: “А вот это разве не сюжетВон, смотрите: идет монах. Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема?.. Тут есть что-то трагическое — в черном монахе на бледном рассвете”. Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица (“Бледное, страшно бледное лицо!” — так описывает автор в повести призрак монаха) явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой. Черный монах. Чехов А.П… Сочинения для школьников. Коврин разрывает письмо Тани, бросает клочки на пол, но они белеют и не дают ему покоя. Самым простым решением было бы связать в этом эпизоде символику белого цвета с образом Тани. Но мне кажется, это будет не совсем точно. Вспомним: Коврин подбирает клочки письма и бросает их в окно, но с моря дует ветер, и клочки рассыпаются по подоконнику.
Написанная в 1893 году повесть А. П. Чехова Черный монах, на мой взгляд, одно из лучших произведений писателя. В нем отразилась глубокая философия автора, а также те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали А. П. Чехова в период написания повести. Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются и больше ничего, запишет Чехов в то время. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: Это рассказ медицинский, historical morbi. Однако в письме к Суворину Чехов обращает внимание на то, какого рода болезнью страдает, его герой, Коврин. Эта болезнь мания величия, болезнь многих русских людей XIX века. По-видимому, основная тема повести показать, как ломает жизнь человека эта испепеляющая страсть, и подчинены осмыслению этой темы все художественные средства, используемые в произведении. Чехов один из величайших мастеров слова и детали в русской литературе. Но в этом произведении он показал себя и великим мастером живописи, цвета, ибо каждое упоминание цвета в этой повести не случайно.
Действие повести связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: Такого богатства красок, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте. Но, как ни странно, Чехов не описывает ни одного из этих всевозможных цветов, а указывает лишь четкую границу: Начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа. Подчеркивая эти необычные для сада цвета, Чехов указывает на их символическое значение.
Символика белого и черного цветов восходит к балладам. Кстати, упоминание о них в повести есть: Тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши. Здесь же можно вспомнить и Поликрата, приносящего в жертву богам свой любимый перстень. Да и сама легенда, поразившая Коврина, носит характер баллады о монахе, который за свои грехи вынужден был вечно скитаться по вселенной. Может быть, именно это и имеет в виду Чехов, когда пишет, что Коврин вычитал легенду или слушал.
У Байрона есть баллада о черном монахе (Берегись! Берегись! Над Бургаским путем.

Берегись! Над Бургаским путем...), которая вполне могла быть известна Чехову, тем более что на русский язык ее переводил М. Ю. Лермонтов. В ней создается образ монаха, свидетеля прошедших времен, который при бледной луне //Бродил и взад и вперед.
Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о писательстве, когда Чехов сказал о сюжете: А вот это разве не сюжетВон, смотрите: идет монах… Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема… Тут есть что-то трагическое в черном монахе на бледном рассвете. Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица (Бледное, страшно бледное лицо! так описывает автор в повести призрак монаха) явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой. А что означают эти цвета в балладеБелый цвет это цвет молодости, жизни и добра. Черный же это всегда символ смерти.
Если же рассматривать противопоставление черного и белого цветов еще глубже, то мы увидим, что оно восходит к Библии или, точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехова точно указано время появления черного монаха тысяча лет назад. Сравним это с некоторыми стихами из Откровения Иоанна Богослова: И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны… Он взял дракона, змея древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на 1000 лет и низверг в бездну, и заключил его, и положил перед ним печать, дабы не прельщал он народы, доколе не кончится 1000 лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время… Когда же окончится 1000 лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы; И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производящий чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклонившихся его изображению. Как видно, в Апокалипсисе тысяча лет это время заключения дьявола…